Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

на удовольствие? Вы не

обещаете никакого удовольствия, никакого удовлетворения. Вы гово-рите: 'Это

именно так, бери'. Но мой ум до такой степени настроен на удовольствие, что

не хочет слушать ни о чем, что не доставляет ему полного удовлетворения или

удовольствия.

Я понял и это. Я понял опасность, которая заключена в искании

удовлетворения и удовольствия и их тоже отбросил. Нет больше ни

удовольствия, ни награды, ни наказания. В слушании теперь одно лишь чистое

наблюдение.

Тут мы подошли к вопросу: является ли чистое наблю-дение, которое

фактически есть слушание, любовью? Я думаю, да.

И снова, когда вы утверждаете это, мой ум говорит:

'Предоставь это мне. Скажи мне, что делать'. Но если я прошу вас

сказать мне, что делать, я сразу же возвращаюсь в поле знания. Это

происходит мгновенно. И вот я отказыва-юсь от того, чтобы спрашивать у вас,

что мне делать. И что тогда? Вы упомянули о восприятии без всякого мотива и

направленности. Чистое восприятие есть любовь, разум-ность. Это не три

отдельных понятия. Все они - одно. Вы излагали мне все очень подробно, шаг

за шагом, и я, наконец, это почувствовал. Но это чувство так быстро

исчезает. И я спрашиваю: 'Как мне его вернуть?' И воспоминание, которое есть

знание, снова меня блокирует.

Бом: То, что вы говорите, происходит всякий раз, когда возникает

общение: знание начинает себя проявлять во множестве различных форм.

Кришнамурти: Так что вы видите, насколько трудно быть свободным от

знания.

Бом: Могли бы мы спросить, почему знание не ждет того момента, когда

оно понадобится?

Кришнамурти: Это означает психологически быть сво-бодным от знания и

обращаться к нему лишь тогда, когда нужно, и действовать, исходя из свободы,

а не из знания.

Бом: Но знание приходит, чтобы обеспечить ваше дейст-вие информацией,

хотя при этом оно и не является источни-ком.

Кришнамурти: Это и есть свобода от знания. А быть свободным означает,

что человек в своем общении исходит из свободы, а не из знания. Иначе

говоря, общение происходит из пустоты. Когда мы пользуемся словами, они -

результат знания, но приходят они из состояния полной свободы. Итак,

предположим, что я, обыкновенный человек, пришел к состоянию, в котором есть

свобода, и из нее происходит общение. Вот вы, будучи известным ученым,

общаетесь со мной без какого-либо барьера. Вы следите за моей мыслью?

Бом: Безусловно. Свобода от знания существует тогда, когда знание

рассматривается как информация. Но обычно его принято считать чем-то

большим, чем просто информа-ция, и само знание тогда не видит, что оно

несвободно.

Кришнамурти: Оно никогда не бывает свободным. И если я стремлюсь понять

себя, то я должен быть свободным, чтобы видеть.

Как вы будете общаться со мной, пришедшим к тому состоянию, в котором я

горю желанием воспринять все, что вы говорите, с такой полнотой, что

психологическое знание прекратилось? Или же я себя обманываю в отношении

этого состояния?

Бом: Тут есть такой момент: знание постоянно себя обманывает.

Кришнамурти: Стало быть, мой ум всегда себя обманы-вает? Что же тогда

мне делать? Давайте к этому вернемся.

Бом: И снова, я думаю, ответ в том, чтобы слушать.

Кришнамурти: Почему мы не слушаем? Почему мы не схватываем суть

мгновенно? Тут можно привести массу несущественных причин - пожилой возраст,

обусловлен-ность, лень и пр.

Бом: Но можно ли назвать основную причину?

Кришнамурти: Думаю, она состоит в том, что знание, которое есть 'я',

обладает огромной силой как идея.

Бом: Да, в этом я вижу причину того, что идея имеет такой большой смысл

и значение. Возьмем, к примеру, идею Бога; она приобрела страшную силу.

Кришнамурти: Или же я держусь идеи, что я британец или француз, и она

дает мне огромную энергию.

Бом: А это создает такое физическое состояние, что тело воспринимается

как самая сущность 'я'. Теперь человек уже не переживает это просто как

знание...

Кришнамурти: Конечно, но не попали ли мы в замкну-тый круг? Похоже на

то.

Бом: Что же, мне было интересно узнать, что можно сказать о той

неодолимой силе, которая будто бы заключена в знании...

Кришнамурти: ... и в отождествлении.

Бом: Тут, кажется, есть нечто такое, во что стоило бы вникнуть.

Кришнамурти: Итак,