Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

Время создало эго, 'я', образ меня

поддерживался обществом, воспитанием, он постепенно создавался и укреплялся

в течение миллионов лет. Все это -- результат времени, и, исходя из этого, я

действую.

Нарайан: Да.

Бом: Психологически, в направлении к будущему; иначе говоря, в

направлении к некоторому будущему состоянию бытия.

Кришнамурти: Да. А это означает, что центр -- это всегда становление.

Бом: Стремление становиться лучше.

Кришнамурти: Лучше, благороднее или чем-то еще. Все это - постоянное

стремление становится чем-то психологи-чески - есть фактор времени.

Бом: Вы говорите, что стремление становиться создает страдание?

Кришнамурти: Очевидно. Это просто. Оно все разделяет. Оно отделяет меня

от других, и таким образом вы отличны от меня. А когда я завишу от кого-то,

и этот кто-то уходит, я чувствую себя одиноким и несчастным. Все это

продолжает-ся.

Итак, мы говорим, что любой фактор разделения, в котором заключена сама

природа 'я', должен неизбежно причинять страдание.

Бом: Вы говорите, что 'я' создавалось во времени, и что оно принесло

разделение, конфликт и т.д.? Но если бы не было психологического времени,

вся эта структура, пожа-луй, рухнула бы и что-то совершенно другое случилось

бы?

Кришнамурти: Именно так. Это то, что я говорю. И, таким образом, мозг

разрушил себя.

Бом: То есть, следующий шаг - сказать, что мозг вырвался бы из этой

рутины и, пожалуй, смог бы тогда восстановиться. Это не следует логически,

но, тем не менее, так могло бы быть.

Кришнамурти: Я думаю, что это как раз логически следует.

Бом: Хорошо, логически следует, что это остановило бы вырождение.

Кришнамурти: Да.

Бом: А дальше вы добавляете, что это было бы началом восстановления?

Кришнамурти: Вы смотрите на это скептически?

Нарайан: Да, потому что вся трудность человеческой ситуации связана с

временем.

Кришнамурти: Это мы знаем.

Нарайан: Общество, индивид, вся эта структура заклю-чает в себе

огромную силу, и ничто слабое тут не работает.

Кришнамурти: Что значит 'слабое'?

Нарайан: Сила этой структуры так огромна, что только колоссальная

энергия могла бы сломить ее.

Кришнамурти: Конечно.

Нарайан: А индивид, кажется, не способен генерировать энергию, которая

была бы достаточна для такого прорыва.

Кришнамурти: Но вы держите палку не за тот конец, если будет позволено

вам заметить. Когда вы употребляете слово 'индивид', вы уходите от факта,

что мозг универсален.

Нарайан: Да, признаю.

Кришнамурти: Индивидуальности не существует.

Нарайан: Это мозг таким образом обусловлен.

Кришнамурти: Да, все это мы повидали. Мозг таким образом обусловлен

временем. Время обусловливает -- верно? Это не то время, которое создано

обусловливанием, время само по себе есть обусловливающий фактор.

Так вот, возможно ли, чтобы фактор времени не сущес-твовал? (Мы говорим

о психологическом времени, а не об обычном физическом времени). Я утверждаю,

что это возмож-но. Мы сказали, что конец страданию приходит тогда, когда

'я', созданное временем, более не существует. Человек, который действительно

вынес всю тяжесть страдания, воз-можно, будет это отрицать. Но когда он

выйдет из этого состояния, - если кто-то укажет ему на то, что происходит, и

он пожелает это слушать, увидеть разумность, заключен-ный в этом здравый

смысл, и не захочет отгораживаться от этого защитной стеной, - то он уже вне

поля времени. Его мозг свободен от этого качества временной зависимости.

Нарайан: Временно.

Кришнамурти: Ах, опять. Когда вы употребляете слово 'временно', оно

ведь означает время.

Нарайан: Нет, я имею в виду, что человек соскальзывает обратно во

время.

Кришнамурти: Нет, он не может вернуться обратно, если видит, что это

нечто опасное, как кобра или что-то другое. Не может он тогда вернуться.

Нарайан: С этой аналогией что-то неладно, потому что опасной является

сама структура. Человек непроизвольно соскальзывает во время.

Кришнамурти: Когда вы видите опасное животное, сра-батывает немедленное

действие. Оно может быть результатом прошлого знания и длительного опыта, но

само это действие самозащиты мгновенно. Психологически мы опасности не

сознаем. Если мы начинаем осознавать опасность психологи-чески так же, как

мы осознаем физическую опасность, то у нас мгновенно