Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

Оче-видно,

нет.

Бом: Потому что все это вошло в структуру.

Кришнамурти: Итак, что за этим следует? Бом: Видите ли, когда они

говорят: 'Я хочу изменить-ся', то присутствует также желание не изменяться.

Кришнамурти: Разумеется. Человек, который говорит:

'Я хочу измениться', имеет также в своем уме обратное: 'В самом деле,

почему я должен изменяться?' Обе эти мысли идут рядом.

Бом: Так что мы имеем противоречие.

Кришнамурти: В этом противоречии я жил, я с ним примирился.

Бом: Но почему я должен с ним мириться?

Кришнамурти: Потому что это привычка.

Бом: Но когда ум здоров, он не мирится с противоречием.

Кришнамурти: А наш ум нездоров. Он так болен, так искажен, запутан, что

если даже вы укажете ему на все опасности, он откажется их увидеть. Итак,

как нам помочь человеку, запутавшемуся в этих трудностях, ясно увидеть

опасность психологического ста-новления? Давайте выразим это так:

психологическое станов-ление предполагает отождествление с нацией, группой и

всякого рода деятельностью.

Бом: Да, приверженность к определенной точке зрения.

Кришнамурти: К мнениям и верованиям; я получил опыт, он дает мне

удовлетворение, и я намерен его придержи-ваться. Как вы поможете мне быть

свободным? Я слышу ваши слова - они кажутся мне совершенно справедливыми, но

я не могу выбраться из всего этого.

Не знаю, существует ли другой фактор, другой путь общения, передачи

информации, не основанный на словах, знании, объяснениях, на награде и

наказании. Не существует ли другой путь общения? Вы знаете, в этом также

кроется опасность. Уверен, что есть путь общения вне слов, анализа или

логики, путь общения, который отнюдь не означает отсутствие здравого ума.

Бом: Возможно, он существует.

Кришнамурти: Мой ум всегда общался с другими посред-ством слов,

объяснений и логики или посредством убежде-ния. Должен быть еще другой

элемент общения, который преодолеет все это.

Бом: Преодолеет неспособность слушать.

Кришнамурти: Да, неспособность слушать, неспособ-ность наблюдать,

услышать и т.д. Должен быть совершенно особый метод. Я встречал некоторых

людей, обладавших известными чертами святости; говорили, что в их

присутст-вии все проблемы оказываются разрешенными. Но как толь-ко люди

возвращались к своей повседневной жизни, начина-лась прежняя игра.

Бом: Значит, в этом не было разумности.

Кришнамурти: Тут есть опасность. Такой человек, свя-той, будучи

спокойным и погруженным в тишину, своим присутствием создает атмосферу покоя

и святости, и все думают, что их проблемы разрешены.

Бом: Но это все еще идет от внешнего.

Кришнамурти: Конечно. Это как сходить в церковь. В древней церкви или

соборе вы ощущаете необычайное спокойствие. Эта атмосфера -- вы знаете, сама

эта атмосфера создает ощущение покоя.

Бом: Да, таково воздействие тишины, безмолвия.

Кришнамурти: Тут ничего нет. Это подобно благовонию от курения ладана!

Бом: Это внешнее.

Кришнамурти: Абсолютно внешнее; как благовоние, оно улетучивается!

Итак, мы отложим все это в сторону, и что же у нас остается? Не внешний

фактор, как Бог или какой-то спаситель. Что мне остается? Что может быть

сообщено, что может прорваться сквозь стену, которой люди себя отгороди-ли?

Любовь? Само слово так испорчено, искажено, загрязне-но. Но если

очистить его, то будет ли любовь тем фактором, который способен прорваться

сквозь этот хитрый аналити-ческий подход? Является ли любовь тем элементом,

которого нам недостает?

Бом: Да, мы должны это обсудить; люди, как-то стесня-ются этого слова.

Кришнамурти: Я осторожен, слова могут иметь дополни-тельное значение!

Бом: Следовательно, поскольку люди сопротивляются слушанию, они

воспротивятся и слову 'любовь'.

Кришнамурти: Вот почему я говорю, что это довольно рискованное слово.

Бом: Мы говорили на днях, что любовь содержит в себе разумность.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Что означает также и осторожность: мы подразуме-ваем, что любовь

-- это энергия, которая предполагает также разумность и осторожность; все

это...

Кришнамурти: Теперь подождите: вы обладаете этим качеством, а я -- в

плену своего страдания, беспокойства и пр.; и вы стараетесь с помощью

разумности проникнуть сквозь всю мою тьму. Как вы это сделаете? Поможет