Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

срабатывает действие,

которое не связано с временем.

Бом: Да, я думаю, вы могли бы сказать, что до тех пор, пока вы видите

опасность, сознаете ее, вы можете реагировать немедленно. Но, понимаете,

если уж вы воспользовались аналогией с животным, то опасность может принять

вид животного, которое вы знаете как опасное, но может принять и другую

форму, которая не покажется вам опасной!

Кришнамурти: Да.

Бом: И если бы вы этого не видели, то, следовательно, у вас

существовала бы опасность соскальзывания обратно. Или же ваша иллюзия могла

бы принять какую-то иную форму.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: Но, я думаю, самое существенное в вашем рассуж-дении - это то, что

мозг не принадлежит никакому индивиду.

Кришнамурти: Абсолютно.

Бом: И следовательно, нет необходимости говорить, что индивид

соскальзывает обратно.

Кришнамурти: Безусловно.

Бом: Потому что это уже отрицает то, что вы говорите. Опасность скорее

в том, что мозг мог бы соскользнуть обратно.

Кришнамурти: Сам мозг мог бы соскользнуть обратно, потому - что он не

увидел опасности.

Бом: Он не увидел бы ее в других формах иллюзии.

Кришнамурти: Святой дух является в различных обра-зах! В этом истинная

суть времени.

Бом: Время и обособление как индивид в основе своей имеют одну и ту же

структуру.

Кришнамурти: Вот именно.

Бом: Хотя вначале это не очевидно.

Кришнамурти: Интересно, видим ли мы это.

Бом: Очень стоило бы это обсудить. Почему психологи-ческое время -- это

та же иллюзия, та же самая структура, что и индивид? Индивид означает

личность, которая помещена где-то здесь.

Кришнамурти: Помещена и зависима.

Бом: Зависима от других. Индивид распространяется вовне в пределах

какой-то сферы. Его пространство имеет некоторую протяженность, и он имеет

также какие-то отли-чительные особенности, которые проявляются во времени.

Он не воспринимал бы себя как индивида, если бы сказал:

'Сегодня я один, а завтра - другой'. Итак, создается впечат-ление, что

под индивидом мы понимаем кого-то, кто сущес-твует во времени.

Кришнамурти: Я думаю, что само понятие индивидуаль-ности есть

заблуждение.

Бом: Да, но многих людей трудно было бы убедить в том, что это

заблуждение. Бытует общепринятая установка созна-ния, что я существую по

крайней мере от моего рождения, если не еще раньше, и до самой смерти, а

может быть и потом. Бытие индивида представляется как бытие во времени.

Верно?

Кришнамурти: Очевидно.

Бом: Она означает бытие в психологическом времени, а не просто во

времени по часам.

Кришнамурти: Да, об этом мы и говорим. Итак, может ли эта иллюзия, это

созданное индивидом время быть разру-шено? Способен ли мозг это понять?

Бом: Я думаю, что имеется, Как сказал Нарайан, огром-ная сила инерции,

которая поддерживает это качение, это постоянное движение.

Кришнамурти: А нельзя ли эту силу инерции остано-вить?

Нарайан: Тут есть трудность, а именно генетический код, внутренне

присущий человеку. Ему кажется, что этот код проявляется более или менее

бессознательно, в силу инерции прошлого. И вдруг, подобно вспышке перед ним

на мгновение возникает нечто истинное. Но трудность в том, что увиденное

действует разве лишь в течение дня, -- а затем он снова во власти все той же

силы инерции.

Кришнамурти: Да, понятно. Но это говорит о том, что мозг не хочет быть

пойманным. Однажды осознав этот факт, ум или мозг уже не может вернуться

назад. Разве он может?

Нарайан: Должна быть какая-то другая возможность предотвратить его

возвращение.

Кришнамурти: Не предотвратить: это тоже означает время. Вы все еще

мыслите в терминах предотвращения.

Нарайан: Предотвращения, понимая под этим челове-ческий фактор.

Кришнамурти: Человек неразумен. Верно? И пока он действует неразумно,

на любой разумный фактор у него один ответ: 'Я отказываюсь это понимать'.

Нарайан: Вы допускаете, что само видение предотвраща-ет ваше сползание

обратно. Но такова человеческая обуслов-ленность.

Бом: Интересно, не продвинемся ли мы дальше в нашем вопросе, если

включим понятие предотвращения? Это может иметь важное значение.

Нарайан: Тут два аспекта. Вы видите ошибочность чего-то, и само это

видение предотвращает ваше соскальзывание обратно, так как вы видите

опасность