Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

Ну, это, пожалуй, требует рассмотрения.

Кришнамурти: Да, нам это надо рассмотреть.

Бом: Почему вы считаете, что знание всегда ограничен-но?

Кришнамурти: Вы как ученый экспериментируете, до-полняете, исследуете.

А после вас другой добавит еще. Таким образом, знание, которое рождается из

опыта, ограниченно.

Бом: Но некоторые люди утверждали, что это не так. Они надеялись

достичь совершенства, или абсолюта, познания законов природы.

Кришнамурти: Законы природы - это не законы челове-ческих существ.

Бом: Не желаете ли вы тогда ограничить дискуссию познанием человека?

Кришнамурти: Разумеется, это все, о чем мы можем говорить.

Бом: Даже в том случае, если речь идет о возможности такого же познания

природы.

Кришнамурти: Да. Мы говорим о будущем человечества.

Бом: Таким образом, мы утверждаем, что человек не может достичь

неограниченного познания психики?

Кришнамурти: Совершенно верно.

Бом: Всегда преобладает то, что неизвестно.

Кришнамурти: Да. Неизвестного всегда оказывается все больше и больше.

Так что если мы однажды допустили, что знание ограниченно, то и мысль

ограниченна.

Бом: Да, мысль зависит от знания, а знание не охваты-вает всего.

Вследствие этого мысль не способна охватывать все, что происходит.

Кришнамурти: Правильно. Но именно это пытаются делать политики и все

другие люди. Они думают, что мысль может решать все проблемы.

Бом: На примере политических деятелей убеждаешься в крайней

ограниченности знания, которого у них фактически почти нет! И,

следовательно, когда вам недостает адекватного знания, которым вы могли бы

оперировать, вы творите хаос.

Кришнамурти: Да. И вследствие того, что мысль ограни-ченна, наше

сознание, которое составлено мыслью, также является ограниченным.

Бом: А не можете ли вы это пояснить? Ведь это означает, что мы можем

лишь оставаться в той же сфере.

Кришнамурти: В той же самой сфере.

Бом: Знаете, можно ведь рассуждать и так, если сравнить это с научным

подходом: хотя человеческое знание и ограни-ченно, люди постоянно открывают

новое.

Кришнамурти: То, что вы открываете, прибавляет к знанию, но оно все еще

по-прежнему ограниченно.

Бом: По-прежнему ограниченно. В этом все дело. Мне думается, если

следовать научному подходу, можно рассуж-дать и так: хотя знание

ограниченно, я могу делать открытия и продолжать иметь дело с подлинной

реальностью.

Кришнамурти: Но это также имеет предел.

Бом: Мои открытия имеют предел. И всегда существует неизвестное,

которое не раскрыто мною.

Кришнамурти: Это именно то, что я говорю. Неизвест-ное, не имеющее

предела, не может быть схвачено мыслью.

Бом: Да.

Кришнамурти: Потому что мысль в самой себе ограни-ченна. Мы с вами в

этом согласны; и это не только наше согласие, но факт.

Бом: Мы могли бы, конечно, выявить это еще более четко. Мысль

ограниченна, хотя нам и хотелось бы интеллек-туально допускать обратное.

Имеется совершенно определен-ная склонность, определенная тенденция считать,

что мысль может все.

Кришнамурти: Все? - Не может. Посмотрите, что она натворила в мире.

Бом: Ну, я согласен, что мысль создала некоторые жуткие вещи, но ведь

не доказано, что она всегда порочна. Видите ли, ответственность за это может

быть возложена на тех, кто неправильно пользовался мыслью.

Кришнамурти: Понимаю. Это старая добрая иллюзия! Но мысль ограниченна в

самой себе, и, следовательно, все, что бы она ни делала, оказывается

ограниченным.

Бом: Да, и вы утверждаете, что она ограниченна весьма опасным образом.

Кришнамурти: Несомненно. Весьма и весьма опасным образом.

Бом: Можем ли мы это показать? Определить, что представляет собой этот

тип ограниченности?

Кришнамурти: Этот тип ограниченности есть то, что происходит в мире.

Бом: Согласен. Давайте рассмотрим это.

Кришнамурти: Тоталитаристские идеалы - это изобрете-ние мысли.

Бом: Само слово 'totalitarian' означает, что люди хотят охватить все

тотально, но они этого не могут.

Кришнамурти: Этого они не могут.

Бом: И попытки тотального охвата терпят неудачу.

Кришнамурти: Терпят неудачу.

Бом: Но тогда появляются те, которые говорят, что они не тоталитаристы.

Кришнамурти: Что они демократы, республиканцы, идеалисты и так далее,

все