Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

имеет так много значений, тогда

'я' означает все движение, которое совершает мысль.

Бом: Почему вы так считаете?

Кришнамурти: 'Я' - это осознание моего сознания: это мое имя, внешность

и весь мой опыт, воспоминания и прочее, все то, что я приобрел. Вся

структура 'я' создана мыслью.

Бом: Это опять нечто такое, с чем некоторым людям будет трудно

согласиться.

Кришнамурти: Конечно. Мы это обсудим.

Бом: Итак, первое впечатление, первое ощущение, кото-рое возникает у

меня в отношении моего 'я' -- это то, что оно существует независимо, и что

оно мыслит.

Кришнамурти: Существует ли 'я' независимо от моего мышления?

Бом: Мое собственное первое ощущение, конечно, тако-во, что 'я'

существует независимо от моего мышления. А то, что это 'я' мыслит, вы

видите.

Кришнамурти: Да.

Бом: Совершенно так же, как то, что я нахожусь здесь и могу двигаться;

могу двигать рукой, могу думать, могу делать движение головой. Так вот,

является ли это иллюзией?

Кришнамурти: Нет.

Бом: Почему?

Кришнамурти: Потому что когда я двигаю рукой, у меня есть намерение

что-то схватить, что-то взять, а это прежде всего - движение мысли. Мысль

заставляет руку двигаться и так далее. В основе всего этого лежит мысль. Это

я утверждаю и готов выслушать возражения.

Бом: Да. Ваше утверждение состоит в том, что все значение 'я' и его

действий исходит от мысли. А то, что вы подразумеваете под мыслью, - это не

только нечто интеллектуальное?

Кришнамурти: Нет, конечно, нет. Мысль -- это движение опыта, знания и

памяти. Она - все это движение в целом.

Бом: Это звучит для меня так, как если бы вы имели в виду сознание как

целое.

Кришнамурти: Как целое, верно.

Бом: И вы утверждаете, что такое движение есть 'я'?

Кришнамурти: Все содержание этого сознания есть 'я'. 'Я' не отличается

от моего сознания.

Бом: Да. Я думаю, можно сказать, что 'я' - это мое сознание, потому что

если я не сознаю - значит, меня нет.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Но ограничивается ли сознание только тем, что вы сейчас назвали,

включая мысль, чувство, намерение?..

Кришнамурти: ... намерение, стремления...

Бом: ... воспоминания...

Кришнамурти: ... воспоминания, верования, догмы, выполняемые ритуалы.

Все это вместе подобно компьютеру, который запрограммирован.

Бом: Да. Итак, все это, несомненно, содержится в сознании. Каждый мог

бы с этим согласиться, но многие люди хотели бы считать, что существует еще

нечто большее; что сознание может выйти за свои пределы.

Кришнамурти: Давайте в это углубимся. Содержание нашего сознания

составляет само это сознание.

Бом: Да, в этом, думаю, следует разобраться. Обычное употребление слова

'содержание' (content) -- совсем другое. Если вы говорите, что содержимое

стакана -- вода, то стакан - это одно, а вода - совсем другое.

Кришнамурти: Сознание состоит из всего, что удержива-ется в памяти:

верования, догмы, ритуалы, страхи, удоволь-ствия, печаль.

Бом: Да. И если бы все это отсутствовало, то не было бы и сознания?

Кришнамурти: Оно не было бы таким, как мы его знаем.

Бом: Но существовала бы все же какая-то разновидность сознания?

Кришнамурти: Совершенно иного рода. А то сознание, которое нам

известно, составлено из всего, что мы назвали.

Бом: Как мы обычно его знаем.

Кришнамурти: Да. И это есть результат многообразной деятельности мысли.

Мысль собрала все это вместе, все, что является моим сознанием - эти

реакции, ответы, воспомина-ния - нечто удивительно сложное, запутанное и

хитрое. Все это и составляет сознание.

Бом: Как мы его знаем.

Кришнамурти: Но имеет ли это сознание будущее?

Бом: А имеет ли оно прошлое?

Кришнамурти: Конечно. Воспоминания.

Бом: Воспоминания, да. Почему же тогда вы считаете, что оно не имеет

будущего?

Кришнамурти: Если бы оно имело будущее, то было бы в точности тем же

самым сознанием, только перенесенным в будущее. Та же деятельность, те же

мысли, и хотя они были бы несколько видоизмененными, тем не менее, сама эта

модель беспрерывно повторялась бы снова и снова.

Бом: Вы полагаете, что мысль способна только повто-рять?

Кришнамурти: Да.

Бом: Но есть такое ощущение, что мысль может разви-вать новые идеи.

Кришнамурти: Мысль ограниченна, так как ограничен-но знание.

Бом: