Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

ни были разумны,

эрудированы в философском и религиозном отношении, неизменно погрязают в

рутине, оказываются в плену стереотипа искания.

Дэвид Бом: Что же, я думаю, рутина - это нечто присущее природе

накопленного знания.

Кришнамурти: Вы считаете, что знание должно неиз-менно порождать

рутину?

Бом: Не могу сказать, что это неизбежно, но развитие человечества,

кажется, пошло как раз по такому пути; если мы обратимся к психологическому

знанию, так сказать...

Кришнамурти: Мы говорим именно об этом. Но почему ум не сознает, не

видит опасности в механическом повторе-нии и в том, что оно не содержит в

себе ничего нового? Вы видите, как мы снова и снова устремляемся по

проторен-ной колее?

Бом: Мне кажется, что эту рутину или накопленное знание принято считать

чем-то гораздо более значимым, чем это есть на самом деле. Если мы говорим,

что имеем знание о каком-либо предмете, например, о микрофоне, то оно имеет

несколько ограниченное значение. Но знание о нации, к которой вы

принадлежите, представляется чрезвычайно важ-ным.

Кришнамурти: Конечно. И это значение, которое припи-сывается знанию, -

не является ли оно причиной ограничен-ности ума?

Бом: Потому что такое знание, которое считается чрез-вычайно ценным,

превыше всех прочих ценностей, заставля-ет ум крепко его придерживаться. Оно

кажется самым важным на свете.

Кришнамурти: В Индии существует философия, - вы, конечно, знаете, это

Веданта, -- которая утверждает, что знание должно прийти к концу. Но,

по-видимому, очень, очень немногие люди преодолели знание и говорят из

свобо-ды.

Бом: Видите ли, вообще знание представляется чрезвы-чайно важным, даже

если кто-то говорит, что с ним следовало бы покончить...

Кришнамурти: Вы решили, что я такой глупый, что не отличаю

психологическое знание, которое имеет очень малое значение, от знания как

такового, и мой ум ополчается вообще на всякое знание?

Бом: Я совсем не имел в виду, что человек такой глупый, я имел в виду

знание, которое отупляет мозг .

Кришнамурти: Отупляет, согласен. Но мозг, кажется, не освобождается от

знания.

Бом: Он уже так отупел, что не может понять, что он делает.

Кришнамурти: Итак, что ему нужно делать? Я много лет наблюдал людей,

пытавшихся освободиться от определенных проблем. Это сущность ума, вы

понимаете? Это психологичес-кое накопление, которое становится

психологическим знани-ем. Так ум разделяется, и многое происходит как вне,

так и внутри его. Но все же ум отказывается освобождаться.

Бом: Да.

Кришнамурти: Почему? Не потому ли, что в этом состо-янии есть

безопасность, что ум чувствует защищенность?

Бом: Знание - часть его, но, я думаю, оно каким-то образом приобрело

значение абсолютного знания вместо того, чтобы быть относительным.

Кришнамурти: Все это я понимаю, но вы не отвечаете на мой вопрос. Я --

обыкновенный человек, я представляю себе ограниченное значение различных

уровней знания, но глубо-ко внутри это накопленное знание действует очень

разруши-тельно.

Бом: Это знание вводит ум в заблуждение, и человек уже нормально не

сознает, что оно разрушительно. Когда начина-ется процесс разрушения, ум не

в состоянии это увидеть, он отбрасывает сомнения. Существует потрясающий

механизм самообмана или бегства от видения проблемы в целом.

Кришнамурти: Почему?

Бом: Потому что ум опасается, что на карту может быть поставлено нечто

необычайно ценное.

Кришнамурти: Почему же человек, удивительно разум-ный, способный или

искусный в других отношениях, здесь, где самый корень всех его бед, не может

уразуметь, что происходит? Что мешает уму это сделать?

Бом: Как только знание приобретает важное значение, сразу же начинает

действовать механический процесс сопро-тивления разумности.

Кришнамурти: Так что же мне делать? Я понимаю, что должен освободиться

от накопленного психологического зна-ния, что оно разделяет, является

разрушительным и малоз-начимым, но не могу. Не происходит ли это из-за

недостатка энергии?

Бом: Это не основная причина, хотя в этом процессе энергия

рассеивается.

Кришнамурти: Когда энергия в большом количестве рассеивается, у меня ее

не хватает, чтобы справиться с моей задачей, не так ли?

Бом: Энергия быстро возвратилась бы, если мы смогли