Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

значимого.

Кришнамурти: Ничто из этого не имеет значения для человека, который

здесь, но тот, который там, соответственно своему видению, говорит, что это

полно значения, и что это не выдумано его мыслью.

Хорошо, давайте отвлечемся от беспредельности и всего этого. 'X'

говорит, что, быть может, появится человек десять, обладающих таким

видением, и это окажет воздейст-вие на общество. Это не будет коммунизм,

социализм, та или иная политическая перестройка. Это будет нечто совершенно

другое, и основано оно будет на разумности и сострадании.

Бом: Конечно, если бы эти десять человек были, то уж они нашли бы

способ распространиться, значительно увели-чить свое число.

Кришнамурти: Это как раз то, что я пытаюсь делать.

Бом: Что вы имеете в виду?

Кришнамурти: 'X' приносит с собой универсум, а я превращаю его в нечто

тривиальное.

Бом: Не считаете ли вы, что если бы все человечество это поняло, оно

стало бы совершенно другим?

Кришнамурти: О, да, несомненно!

Бом: И это было бы чем-то новым...

Кришнамурти: ... Это был бы рай на земле.

Бом: Это была бы, наверное, организация нового типа.

Кришнамурти: Разумеется. Но я этим отнюдь не удов-летворен. Я не

'удовлетворен' тем, что мы низводим беспред-ельность до смысла каких-то

немногих слов. Это так глупо, просто удивительно. Видите ли, человек,

подобный 'У', мыслит в таких понятиях, как 'покажите мне', 'докажите это

мне', 'какая польза от этого?', 'повлияет ли это на мое будущее?' -- вы

следите? Он заинтересован во всем этом. И он глядит на 'X' глазами своей

ограниченности! Он низведет эту огромность до уровня собственной

ограниченности, поместит ее в храме и тем самым полностью ее утратит. Но 'X'

говорит:

'Я не мог бы увидеть, если бы даже глядел на это; это так огромно,

прошу вас, посмотрите'. Но 'У' всегда восприни-мает это с точки зрения

показа, доказательства или полезнос-ти. Он всегда заинтересован именно в

этом. 'X' несет свет. Это все, что он может делать. Неужели этого

недостаточно?

Бом: Нести свет, который позволил бы другим людям быть открытым этой

огромности?

Кришнамурти: А разве не так? Мы видим лишь малую часть, но эта совсем

малая часть простирается в бесконеч-ность.

Бом: Малая часть чего?

Кришнамурти: Мы видим огромное только как очень малую часть. И эта

огромность есть весь универсум. Я не могу помочь, но думаю, что это должно

оказать потрясающее воздействие на 'У', на общество.

Бом: Восприятие этого, несомненно, должно оказать свое действие, но

сознание общества в данный момент кажется слишком далеким от этого.

Кришнамурти: Понимаю.

Бом: А вы все же полагаете, что воздействие проявляет-ся?

Кришнамурти: Да.

Собеседник: Считаете ли вы, что восприятие даже малой части - это

восприятие бесконечного?

Кришнамурти: Да, безусловно.

Собеседник: Не является ли это, само по себе фактором изменения?

Бом: Вы считаете, что подобный фактор мог бы отвести человечество от

принятого им курса, от того опасного пути, по которому оно идет?

Кришнамурти: Да, я так думаю. Но для того, чтобы возможно было

отказаться от этого гибельного для человечес-тва курса, кто-то должен

слушать. Верно? Кто-то должен слушать - пусть десять человек!

Бом: Да.

Кришнамурти: Слушать этот зов беспредельности.

Бом: И беспредельность могла бы отвести человека от опасного курса.

Индивид сделать это не может.

Кришнамурти: Да. Индивид, очевидно, этого сделать не может. Но 'X',

которого считают индивидом, уже протоптал тропу и говорит: 'Слушай'. Но

человек не слушает.

Бом: Возможно ли выяснить, как заставить людей слу-шать?

Кришнамурти: Нет, тогда мы возвращаемся назад!

Бом: Что вы имеете в виду?

Кришнамурти: Не действовать; вы ничего не должны делать.

Бом: Что значит, ничего не делать?

Кришнамурти: Я сознаю: что бы я ни делал как 'У', - принесение ли

жертвы, практика, отречение - что бы я ни делал, я по-прежнему живу в этом

круге тьмы. Именно так говорит 'X': 'Не действуй; ты ничего не должен

делать'. - Вы понимаете? Но это прошло мимо 'У', который делает все, кроме

того, чтобы остановиться и понять, что происходит. Мы должны твердо этому

следовать, сэр, иначе, при такой позиции 'У', все это действительно

безнадежно.