Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

не является ограниченным?

Кришнамурти: Верно. Только я не хочу пользоваться словом

'ограниченный'.

Бом: Но оно подразумевается. Это пространство - не в природе

ограниченного бытия.

Кришнамурти: Да. Оно не ограничено психикой.

Бом: Но все же чем-то оно ограничено?

Кришнамурти: Нет. Так вот, может ли этот мозг, со всеми его

обусловленными клетками, могут ли эти клетки полностью измениться?

Бом: Мы часто говорили об этом. И отнюдь не бесспорно то, что все

клетки обусловленны. Некоторые люди считают, например, что используется лишь

небольшая часть клеток, а остальные клетки просто бездействуют, дремлют.

Кришнамурти: Почти совсем не используются или из-редка едва

затрагиваются.

Бом: Едва затрагиваются время от времени. Но обуслов-ленные клетки все

же каким-то образом оказывают преобла-дающее воздействие на нынешнее

сознание.

Кришнамурти: Да. Могут ли эти клетки быть изменены?

Бом: Да.

Кришнамурти: Мы говорим, что они могут быть измене-ны через озарение;

озарение -- вне времени, оно -- не результат памяти, предчувствия, желания,

или надежды. Оно не имеет ничего общего с временем и мыслью.

Бом: Да. А не происходит ли озарение от разума? Имеет ли оно ту же

природу, что и разум? Является ли оно проявлением разума?

Кришнамурти: Да.

Бом: Следовательно, вы утверждаете, что разум может действовать в

веществе мозга.

Кришнамурти: Да, мы об этом уже говорили.

Бом: Но, видите ли, вопрос о том, как разум способен действовать в

веществе, -- вопрос трудный.

Кришнамурти: Разум способен воздействовать на мозг. Возьмем, к примеру,

какой-либо кризис или проблему. Проблема, как вы знаете, это 'нечто,

брошенное в вас'. И вы встречаете ее со всеми воспоминаниями прошлого, с

пред-убеждениями и так далее. И по этой причине проблема вырастает и

множится. Вы можете разрешить отдельную проблему, но при самом ее разрешении

возникают другие проблемы, как это происходит в политике и т.д.. А чтобы

подойти к проблеме, воспринимать ее без каких-либо воспо-минаний прошлого,

без вмешательства мысли и ее образов...

Бом: Это предполагает, что восприятие также идет от разума....

Кришнамурти: Да, верно.

Бом: Не считаете ли вы, что мозг -- это своего рода инструмент разума?

Кришнамурти: Инструмент разума, если только мозг не эгоцентричен.

Бом: Всякое обусловливание может быть понято как возбужденное состояние

мозга, которое им самим удержива-ется в зависимости от программы. Это

поглощает все его способности.

Кришнамурти: Всю нашу жизнь, да.

Бом: Мозг, пожалуй, похож на радиоприемник, который может производить

собственный шум, но упорно не хочет принимать ни одного сигнала.

Кришнамурти: Не совсем. Давайте в это немного углу-бимся. Опыт всегда

ограничен. Я могу раздуть этот опыт в нечто потрясающее, а затем открыть

лавку и торговать им, но этот опыт ограничен. И знание также всегда

ограниченно. Этим знанием оперирует мозг. Это знание и есть мозг. А мысль -

это также часть мозга, и она ограниченна. Таким образом, мозг действует в

очень, очень малом пространстве.

Бом: Да. А что же мешает ему действовать в более широком пространстве?

В беспредельном пространстве?

Кришнамурти: Мысль.

Бом: Но мозг, мне кажется, действует, исходит в своем действии из

собственной программы.

Кришнамурти: Да, как компьютер.

Бом: Вы требуете, по существу, чтобы мозг действитель-но соответствовал

разуму.

Кришнамурти: Он может соответствовать только тогда, когда он свободен

от ограничения, от мысли, которая ограни-ченна.

Бом: Таким образом, над ним тогда уже не довлеет программа. Видите ли,

мы все еще ощущаем потребность в программе.

Кришнамурти: Разумеется. Нам она нужна...

Бом: ... по многим причинам. Но происходит ли разум-ность от разума?

Кришнамурти: Да, разумность есть разум.

Бом: Есть разум.

Кришнамурти: Вот в чем мы должны еще разобраться. Поскольку сострадание

тесно связано с разумностью, разум-ность не существует без сострадания. А

сострадание возмож-но только тогда, когда есть любовь, полностью свободная

от воспоминаний, человеческой зависти и пр.

Бом: А сострадание, любовь - это также производное от разума?

Кришнамурти: От разума. Вы не можете быть сострада-тельным, если

испытываете