Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

пользуемся такими словами, как 'воспри-ятие', 'разумность'.

Как они соотносятся, или каково раз-личие между ними?

Кришнамурти: Различие между восприятием и разум-ностью?

Бом: Да.

Кришнамурти: Никакого.

Бом: Следовательно, мы можем сказать, что разумность есть восприятие .

Кришнамурти: Да, это так.

Бом: Разумность есть восприятие 'того, что есть'? А через внимание

происходит контакт.

Кришнамурти: Давайте возьмем какую-нибудь пробле-му, чтобы легче было

понять. Возьмем проблему страдания. Люди бесконечно страдают из-за войн,

болезней и неправиль-ных отношений друг с другом. И вот, может ли это

кончить-ся?

Бом: Я думаю, трудность тут в том, что страдание запрограммировано. Мы

обусловлены в отношении всей этой проблемы.

Кришнамурти: Да. И это продолжается столетиями.

Бом: Так что проблема очень глубока.

Кришнамурти: Очень, очень глубока. Итак, может ли страдание кончиться?

Бом: Оно не может прекратиться каким-то действием мозга.

Кришнамурти: Мыслью.

Бом: Потому что страдающий мозг не способен совер-шить действие,

направленное к прекращению его собственно-го страдания.

Кришнамурти: Конечно, он не в состоянии. Потому что мысль не может

прекратить страдание. Мысль создает его.

Бом: Да, мысль создает страдание и совершенно не способна удержаться от

этого.

Кришнамурти: Мысль создала войны, бедствия, смяте-ние. И она стала

очень заметной в человеческих отношениях.

Бом: Да, но я полагаю, что люди могут с этим согласить-ся и все же

продолжать думать, что мысль так же, как она приносит зло, может приносить

добро.

Кришнамурти: Нет, мысль не может поступать хорошо или плохо. Она -

всего лишь намерение, у нее ограниченные возможности.

Бом: Мысль не может уберечь от страдания. Иными словами, страдание

имеет свое бытие в физической и химичес-кой обусловленности мозга, и мысль

не может даже познать его.

Кришнамурти: Я, к примеру, потерял сына и я...

Бом: Да, но размышляя об этом, я не знаю, что происхо-дит у меня

внутри. Я не могу изменить своего страдания изнутри, потому что мысль не

показывает мне, что оно собой представляет. И вот вы говорите, что

разумность есть воспри-ятие.

Кришнамурти: Но мы спрашиваем: может ли страдание прекратиться? Вот

наша проблема.

Бом: Да, и понятно, что мысль не может его прекратить.

Кришнамурти: Мысль не может этого. Тут проблема. Если у меня

озарение...

Бом: То оно сразу же проявится в деятельности ума его разумностью и

вниманием.

Кришнамурти: Когда имеет место озарение, разумность уничтожает

страдание.

Бом: Следовательно, вы считаете, что возникает контакт разума с

материей, который устраняет всю эту физическую и химическую структуру,

удерживающую нас в состоянии страдания.

Кришнамурти: Верно. В результате происходит внезап-ное изменение в

клетках мозга.

Бом: Да, и это изменение полностью устраняет структу-ру, которая

заставляет человека страдать.

Кришнамурти: Верно. Происходит так, как если бы я следовал определенной

традиции; внезапно я изменяю свое отношение к традиции, и происходит

изменение во всем мозгу, который двигался к северу, а теперь повернул на

восток.

Бом: Это, конечно, коренным образом отличается от традиционной научной

точки зрения, ибо если мы согласим-ся, что разум отличен от материи, то

людям, наверное, уже трудно будет признать даже то, что он существует...

Кришнамурти: Не хотели бы вы определить разум как чистую энергию?

Бом: Хорошо, мы могли бы так его определить, но материя - это также

энергия.

Кришнамурти: Материя ограниченна; мысль ограничен-на.

Бом: Но мы ведь говорим, что чистая энергия разума способна проникать в

ограниченную энергию материи?

Кришнамурти: Да, верно. И изменить ее.

Бом: Отчасти устраняя ее ограниченность.

Кришнамурти: Когда вы сталкиваетесь с серьезным вопросом, проблемой или

вызовом.

Бом: Мы могли бы также добавить, что никакие тради-ционные способы,

которыми мы пытаемся действовать, не могут работать....

Кришнамурти: Они не работают.

Бом: Так сказать - недостаточно. Поскольку люди все еще могли бы

надеяться на традиционные подходы, нам необходимо показать, что они

действительно не годятся.

Кришнамурти: Они неприемлемы.