Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

ли, мрамор слишком статичен и остается на тысячи лет. И хотя

оригинальный скульп-тор мог обладать пониманием, люди, которые после него

придут, увидят лишь застывшую форму.

Кришнамурти: Какое отношение все это имеет к моей повседневной жизни?

Каким образом это проявляется в моей деятельности, в моих обычных физических

реакциях на шум, боль, на различные формы конфликта? Какое отношение имеет

мое физическое бытие к этому внутреннему импульсу, идущему от безмолвия?

Бом: Ну, пока ум молчит, мысль в порядке.

Кришнамурти: Мы до чего-то добрались. Не хотели бы вы сказать, что

этот, идущий от безмолвия внутренний импульс бесконечно нов и выражает

абсолютный порядок универсума?

Бом: Мы могли бы считать, что порядок универсума возникает из этого

безмолвия и пустоты.

Кришнамурти: Итак, какое отношение имеет безмолв-ный ум к универсуму?

Бом: Отдельный ум?

Кришнамурти: Нет, ум.

Бом: Ум вообще?

Кришнамурти: Ум. Мы прошли через всеобщее и отдель-ное, и за пределами

этого существует ум.

Бом: Не хотели бы вы сказать, что это универсальный ум?

Кришнамурти: Я не хочу пользоваться словом 'универ-сальный'.

Бом: Универсальный в том смысле, что он находится вне, за пределами

отдельного. Но, может быть, это слово создает трудность.

Кришнамурти: А можем мы найти другое слово? Не глобальный. Как назвать

ум, который за пределами отдель-ного ума?

Бом: Ну, вы могли бы сказать, что это первопричина, основная сущность

вещей, то, что называют абсолютом.

Кришнамурти: Я не хочу пользоваться также и словом 'абсолют'.

Бом: Абсолют буквально означает то, что свободно от всех ограничений,

от всякой зависимости.

Кришнамурти: Ну, ладно, если вы утверждаете, что 'абсолют' означает

свободу от всякой зависимости и ограни-ченности.

Бом: От всех отношений.

Кришнамурти: Тогда мы воспользуемся этим словом.

Бом: Оно, к несчастью, имеет побочные значения.

Кришнамурти: Конечно. Но давайте воспользуемся им в данный момент,

просто для удобства в нашей беседе. Сущес-твует абсолютная тишина, и в ней

или из нее происходит движение, и это движение вечно ново. Каково отношение

этого ума к универсуму?

Бом: К материальной вселенной?

Кришнамурти: К вселенной как к целому, включающе-му в себя материю,

деревья, природу, человека, небеса.

Бом: Это интересный вопрос.

Кришнамурти: Универсум есть порядок; независимо от того, разрушительный

он или созидательный, он есть поря-док.

Бом: Видите ли, этот порядок имеет характер абсолют-ной необходимости,

в том смысле, что не может быть по-другому. Тот порядок, который мы обычно

знаем, не являет-ся абсолютно необходимым. Он может быть изменен, может

зависеть от чего-то еще.

Кришнамурти: Извержение вулкана есть порядок.

Бом: Это порядок универсума в целом.

Кришнамурти: Совершенно верно. Итак, в универсуме существует порядок, и

затихший ум полностью в порядке.

Бом: Глубинный ум, абсолют.

Кришнамурти: Абсолютный ум. Итак, это ум универсу-ма?

Бом: В каком смысле это ум универсума? Чтобы так сказать, мы должны

понять, что это означает.

Кришнамурти: Существует ли разделение или барьер между этим абсолютным

умом и умом универсума? Или оба они - одно и то же?

Бом: Они оба - одно и то же.

Кришнамурти: Это то, что я хочу выяснить.

Бом: Мы имеем или двойственность - ум и материю, или оба они - одно.

Кришнамурти: Именно так. Не выглядит ли такое утвер-ждение

самонадеянным?

Бом: Отнюдь нет. Я считаю, что ум и материя - это просто разные формы.

Кришнамурти: Я хочу быть полностью уверен, что мы не допускаем

погрешности в вопросе, который действительно требует очень тонкого подхода,

большой осторожности. Вы понимаете, что я имею в виду?

Бом: Да. Давайте вернемся назад, к физическому телу. Мы сказали, что

ум, являющийся умом тела - мысль, чувство, желание, общечеловеческий и

отдельный ум - все это часть материального процесса.

Кришнамурти: Совершенно верно.

Бом: И он не отличен от тела.

Кришнамурти: Верно. Все реакции есть материальный процесс.

Бом: И следовательно, то, что мы обычно называем умом, не отличается от

того, что мы называем телом.

Кришнамурти: Несомненно.

Бом: И тут вы увеличиваете масштаб, рассматривая его уже как универсум

в целом. Возникает вопрос: отличается