Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

поступает.

Кришнамурти: Да, небольшое преобразование, неболь-шое улучшение. Но это

все та же человеческая обусловлен-ность.

Бом: Некоторые люди думали бы об огромных преобра-зованиях.

Кришнамурти: Но это все же ограниченно!

Бом: Да. Давайте попытаемся пояснить, что неправиль-но в

ограниченности.

Кришнамурти: В ограниченности нет свободы, есть лишь ограниченная

свобода.

Бом: Да. Итак, мы подошли к вопросу о пределах нашей свободы. Что-то

заставляет нас реагировать, а, реагируя, мы вновь погружаемся в

противоречия.

Кришнамурти: Да, но что происходит, когда я вижу, что всегда двигаюсь

внутри определенного пространства...?

Бом: Тогда я испытываю ограничивающее воздействие определенных сил .

Кришнамурти: Ум неизменно этому сопротивляется.

Бом: Это очень важно. Вы видите, - ум хочет свободы. Верно?

Кришнамурти: Вне сомнения.

Бом: Значит, свобода -- это высочайшая ценность. Мо-жем мы с этим

согласиться и принять это как факт?

Кришнамурти: Иначе говоря, я сознаю себя узником этой ограниченности.

Бом: Некоторые люди к этому уже привыкли, и они скажут: 'Я согласен'.

Кришнамурти: Не хочу я мириться с этим! Мой ум говорит, что это тюрьма,

что должна быть свобода. Я - узник, и моя тюрьма очень приятна, очень

благоустроенна и прочее. Ум по-прежнему ограничен, хотя и говорит, что за

пределами всего этого должна быть свобода.

Бом: Какой ум это говорит? Отдельный человеческий ум?

Кришнамурти: Кто говорит, что должна быть свобода? О, это очень просто.

Сама боль, само страдание требуют, чтобы мы вышли за пределы.

Бом: Этот отдельный ум, хотя он и примирился с ограничениями, тяготится

ими.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Следовательно, этот отдельный ум как-то чувству-ет, что это

неправильно. Но он ничего не может с этим поделать. Похоже, что существует

настоятельная потреб-ность в свободе.

Кришнамурти: Свобода необходима, и любая помеха свободе - это

деградация. -- Не так ли?

Бом: Эта потребность не является внешней необходи-мостью, вызывающей

реакцию.

Кришнамурти: Свобода - не реакция.

Бом: Потребность в свободе - не реакция. Хотя некото-рые люди сказали

бы, что эту потребность вызывает пребы-вание в тюрьме.

Кришнамурти: Так где же мы? Видите ли, свобода - это свобода от

реакции, свобода от ограниченности мысли, свобо-да от всякого движения

времени. Мы знаем, что необходима полная свобода для того, чтобы мы могли

по-настоящему понять, что значит пустой ум и порядок универсума, который

тогда становится порядком ума. Мы ставим грандиозную задачу. Пожелаем ли мы

пойти так далеко?

Бом: Ну, вы знаете, несвобода имеет свои привлекатель-ные стороны.

Кришнамурти: Несомненно, но меня эти привлекатель-ные стороны не

интересуют.

Бом: Вы же задаете вопрос, пожелаем ли мы пойти так далеко? Так что

напрашивается мысль, что в этой ограничен-ности может быть что-то

привлекательное.

Кришнамурти: Да. Я понял, что безопасность, надеж-ность, удовольствие -

в несвободе. Я осознал, что в удоволь-ствии или страдании свободы нет. Ум

говорит, - и это не реакция, - что должна быть свобода от всего. Чтобы

прийти к этому пониманию и следовать дальше без конфликта, без требования

своей собственной дисциплины, своего собствен-ного озарения. Поэтому я

говорю тем из нас, кто проделал в этом отношении определенное количество

изысканий: воз-можно ли их путем так далеко пойти? Или же отнестись с

пониманием к потребностям тела - разве обязанности каж-додневной

деятельности, обязанности перед женой, детьми препятствуют ощущению полной

свободы? Монахи, святые и саньяси говорили: 'Вы должны отказаться от мира '.

Бом: Это мы подробно рассматривали.

Кришнамурти: Да. Это другая форма идиотизма, - прошу меня извинить за

подобное выражение. Мы со всем этим покончили, и я отказываюсь снова к этому

возвращать-ся. Итак, я спрашиваю, являются ли универсум и ум, который сделал

себя пустым от всего этого, одним?

Бом: Есть ли они одно?

Кришнамурти: Они не существуют отдельно, они суть одно.

Бом: Таким образом, вы говорите, что материальный универсум подобен

телу абсолютного ума.

Кришнамурти: Да, совершенно верно.

Бом: Это можно было бы представить образно!

Кришнамурти: Мы должны быть