Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

смена про-шлых форм.

Кришнамурти: Разумеется. Никакой причинной обус-ловленности.

Бом: Но видите ли, материя может рассматриваться как причинный ряд, и

наше определение движения неадекватно. Вы говорите, что это движение не

имеет ни начала, ни конца, и что оно не является результатом ряда следующих

друг за другом причин.

Кришнамурти: Итак, я хочу условиться о формальном определении движения,

которое не есть движение. Не знаю, смогу ли я выразить это ясно?

Бом: Тогда почему нужно называть движением то, что движением не

является?

Кришнамурти: Потому что оно - не покой, оно активно. Бом: Это энергия.

Кришнамурти: Оно обладает потрясающей анергией, поэтому никогда не

может быть в состоянии покоя. И именно в этой энергии оно обретает тишину.

Бом: Я думаю, нам придется сказать, что обычный язык слов не может

подобающим образом это выразить, но сама эта энергия есть покой, и она также

есть движение.

Кришнамурти: В этом движении есть движение тишины. Не звучит ли это

нелепо?

Бом: О движении может быть сказано, что оно возникает из тишины.

Кришнамурти: Верно. Понимаете, это как раз то, что есть. Мы называем

это пустотой в уме. У нее нет причины, нет следствия. Она - не движение

мысли, времени. Она - не движение материальных реакций. Ничего этого в ней

нет. Способен ли ум хранить в себе эту необыкновенную тишину без какого бы

то ни было движения? Когда существует такая абсолютная тишина, из нее

возникает движение.

Бом: Я, кажется, уже упоминал в наших беседах о некоторых людях, таких,

как Аристотель, которые имели подобное видение в прошлом. Так вот,

понимаете, когда он пытался дать описание Бога, он говорил о неподвижном

двигателе.

Кришнамурти: О, нет. Я не хочу этого делать!

Бом: Вы не хотите описывать Бога, но примерно такого рода видением в

прошлом обладали многие люди. Потом это, думаю, вышло из моды.

Кришнамурти: Давайте снова введем это в моду, - решили?!

Бом: Я не говорю, что Аристотель имел правильные представления. Просто,

рассматривая некоторые вещи, он высказывал нечто подобное, хотя, возможно,

во многих отношениях и отличающееся.

Кришнамурти: Было ли это интеллектуальным пред-ставлением или

действительностью?

Бом: Это очень трудно сказать, нам слишком мало известно.

Кришнамурти: Следовательно, нам и не требуется ссы-латься на

Аристотеля.

Бом: Я только хотел указать, что понятие движения в состоянии покоя не

было нелепым, потому что другие, очень уважаемые люди уже высказывали нечто

подобное.

Кришнамурти: Я рад! Рад быть уверенным, что не сошел с ума!

А не является ли это возникающее из тишины движение движением

творчества? Мы не говорим о том, что называют творчеством поэты, писатели и

живописцы. Для меня это не творчество, а просто проявление способности,

мастерства, памяти и знания. Творчество, о котором мы говорим, не

проявляется в форме.

Бом: Важно это различать. Обычно мы считаем, что творчество получает

выражение в форме или проявляется как структура.

Кришнамурти: Да, структура. Мы вышли за грань безумия, так что можем

продолжать! Не хотели бы вы сказать, что это движение, не связанное с

временем -- вечно новое?

Бом: Да. Вечно новое в том смысле, что творчество - это вечно новое.

Верно?

Кришнамурти: Творчество вечно ново. Это новое -- то, что художники

стараются раскрыть. По этой причине они тешат себя всякого рода абсурдными

вещами, но новое приходит в тот момент, когда ум абсолютно тих, и из этой

тишины возникает движение, которое всегда ново. В тот момент, когда это

движение получило выражение...

Бом: ... самое первое выражение в мысли?

Кришнамурти: В том-то и дело.

Бом: И это может быть чем-то полезным, но тогда мысль его фиксирует, и

оно становится преградой.

Кришнамурти: Мне сказал однажды индийский ученый, что прежде, чем люди

начинали лепить голову божества или что бы то ни было, они должны были

погружаться в глубокую медитацию. В нужный момент они брали молоток и резец.

Бом: Тогда это приходит из пустоты. Видите ли, тут есть еще другой

момент. Австралийские аборигены чертили фигу-ры на песке, чтобы они не были

постоянными.

Кришнамурти: Это правильно.

Бом: Может быть с этой же точки зрения следовало бы рассматривать и

мысль. Видите