Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

что лежит тут в основе - идея или факт. Я могу слушать

все это физически, своим ухом, но мог бы и превратить это в идею. Если я

слушаю не только ухом, но и всем моим существом, самой структурой моего 'я',

что происходит тогда? Если же нет такого рода слышания, все становится

просто идеей, и, делая круги, я играю с идеями всю свою оставшуюся жизнь.

Если бы здесь был ученый, специалист, занимающийся с помощью

электронных средств исследованием физиологи-ческих процессов в мозгу, или

какой-то другой специалист в области мозга, могли бы они принять все это?

Мог ли бы такой специалист даже слушать это?

Бом: Немногие ученые могли бы, ну а большинство, очевидно, нет.

Кришнамурти: Нет. Как же нам тогда прийти к понима-нию человеческого

мозга?

Бом: Видите ли, для большинства ученых все это звучит довольно

абстрактно. Они скажут, что это могло бы так быть; что это привлекательная

теория, но мы не имеем ее подтвер-ждения.

Кришнамурти: Конечно. Они могли бы сказать, что это их не слишком

волнует, потому что не видят никаких доказательств.

Бом: Они могли бы сказать: 'Если у вас имеются какие-то более веские

доказательства, то мы позднее к этому вернемся, и это будет очень

интересно'. Так что, как видите, мы не можем представить никаких

доказательств, и что бы ни происходило, никто не сможет увидеть это своими

глаза-ми.

Кришнамурти: Понимаю. Но я спрашиваю, что нам делать? Человеческий мозг

- не 'мой' мозг или 'ваш', а просто мозг -- развивался миллион лет.

Результатом может оказаться некая биологическая аномалия, но как вообще

добраться до человеческого ума, чтобы заставить его видеть все это?

Бом: Я думаю, вы должны донести до слушателя свои мысли, настоятельную

необходимость и важность того, что вы говорите. Может быть, человек увидит

нечто, что проис-ходит перед его глазами и скажет: 'Это так'. Верно?

Кришнамурти: Но для этого требуется, чтобы кто-то слушал, чтобы кто-то

сказал; 'Я хочу это ухватить, хочу понять, я хочу это выяснить'. Вы со мной

согласны? Это, по-видимому, одна из наиболее трудных вещей в жизни.

Бом: Что же, это как раз деятельность того самого мозга, который занят

собой и не слушает.

Нарайан: Фактически одна из трудностей состоит в том, что эта занятость

мозга начинается очень рано. Когда вы молоды, это проявляется в вас очень

сильно и продолжается всю жизнь. Как можем мы с помощью обучения сделать это

понятным?

Кришнамурти: В тот момент, когда вы увидите, как важно иметь незанятый

ум, когда увидите всю огромность этой истины, вы найдете пути и методы,

чтобы помочь посредством обучения, помочь творчески. Ни одному учаще-муся не

следует говорить, чтобы он копировал и подражал, потому что тогда мы его

теряем.

Бом: Возникает вопрос: как обратиться к мозгу, который отвергает,

который не слушает? Существует ли тут какой-то подход?

Кришнамурти: Не существует, если я отказываюсь слу-шать. Видите ли, я

считаю, что важным фактором в этом отношении является медитация. Я чувствую,

что мы медитируем, хотя обычно люди не соглашаются считать это медита-цией.

Бом: Они пользуются этим словом так часто...

Кришнамурти: ... что оно действительно утратило свое значение. Но

истинная медитация означает опустошение сознания. Вы согласны?

Бом: Да, но давайте скажем яснее. Раньше вы говорили, что она

происходит благодаря озарению. Теперь вы считаете, что медитация

способствует озарению?

Кришнамурти: Медитация есть озарение.

Бом: Она уже есть озарение. Предполагает ли она тогда какое-то

действие? Озарение обычно мыслится как вспышка, а медитация - более

длительна.

Кришнамурти: Мы должны быть осторожны. Что мы подразумеваем под

медитацией? Мы можем отвергнуть сис-темы, методы, признанные авторитеты,

потому что часто это просто повторение традиции, связанная с временем

бессмыс-лица.

Нарайан: Не считаете ли вы, что некоторые из них могли быть

оригинальны, могли получать в прошлом реальное озарение?

Кришнамурти: Кто знает? Медитация - это постижение, это ощущение

движения без какого бы то ни было прошлого.

Бом: Единственно, что требуется еще прояснить: когда вы употребляете

слово 'медитация', вы имеете в виду нечто большее, чем озарение.

Кришнамурти: Гораздо большее. Озарение