Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

нет разума. Но вы не можете быть

сострадательным, если преданы какой-то религии, если вы, словно животное,

привязаны к столбу...

Бом: Да. До тех пор, пока 'я' находится под угрозой уничтожения, это не

может...

Кришнамурти: Видите ли, 'я' скрывается за...

Бом: ... другими вещами. Я имею в виду благородные идеалы.

Кришнамурти: Да, это великолепная возможность спря-таться. Итак, каково

будущее человечества? То, что мы наблюдаем, ведет его к гибели.

Бом: Этого, кажется, и следует ожидать на том пути, по которому идет

человечество.

Кришнамурти: Он такой зловещий, мрачный и опасный. Если у вас есть

дети, то что их ждет в будущем? Стать частью всего этого? И пройти сквозь

всю эту муку. Чрезвычайно важным становится образование, но нынешнее

образование - это просто накопление знаний.

Бом: Каждое орудие, которое человек изобрел, открыл или

усовершенствовал, используется теперь с целью разру-шения.

Кришнамурти: Совершенно верно. Люди истребляют природу; очень мало

сохранилось тигров.

Бом: Люди уничтожают леса и пахотные земли.

Кришнамурти: Никого, кажется, это не заботит.

Бом: Большинство людей просто поглощено планами собственного спасения,

а иные заняты планами спасения человечества. То, что происходит, я думаю,

приводит людей в отчаяние, и они не знают, что им делать.

Кришнамурти: Да. И когда они думают, что могут что-то сделать, они

создают мелкие группы и мелкие теории.

Бом: Есть люди, которые весьма самонадеянны в своей деятельности...

Кришнамурти: Таковы многие премьер-министры. Они же не ведают, что в

действительности творят!

Бом: Да, люди большей частью не доверяют даже тому, что делают они

сами.

Кришнамурти: Да. Но если в ком-то есть огромная уверенность, я принимаю

такую уверенность и иду вместе с ним. Каково будущее человечества, будущее

человечности? Интересно, озабочен ли кто-нибудь этим? Или же каждый человек,

каждая группа думают лишь о собственном выжи-вании?

Бом: Мне кажется, что выжить всегда стремятся преиму-щественно индивид

либо группа. Так всегда было в истории человечества.

Кришнамурти: Отсюда - непрекращающиеся войны, постоянная неуверенность.

Бом: Да. Но это, как вы сказали, - результат мысли, которая, будучи

ограниченной, совершает ошибку, отождес-твляя себя с группой и пр.

Кришнамурти: Вам случилось все это услышать. Вы со всем согласны и

видите истинность сказанного. А власть имущие не будут даже слушать.

Бом: Да.

Кришнамурти: Они приносят все большие страдания, и мир становится все

более и более опасным. В чем суть нашего понимания, нашего видения того, что

истинно, и какова от этого польза?

Бом: Мне кажется, что когда мы мыслим в терминах полезности, в само

понятие полезности, в котором нет ничего плохого, мы вносим время! И тогда

мы уже хотим немедленно получить ответ и что-то делать, чтобы изменить ход

событий.

Кришнамурти: А следовательно, изменить тип общест-ва, его основу,

организацию и все прочее.

Бом: Но, видите ли, наша ошибка заключается в пред-ставлении, что мы

должны о чем-то думать, хотя мысль наша несовершенна. В действительности мы

ведь не знаем, что происходит. Люди создают об этом теории, но они не знают.

Кришнамурти: Если это неверный подход, то как тогда быть человеку,

который является человечеством, какова моя ответственность, независимо от

результата и всего прочего?

Бом: Да, мы не можем ориентироваться на результаты. Но это то же самое,

что происходит с 'А' и 'В', когда 'А' видит, а 'В' - нет.

Кришнамурти: Да.

Бом: Теперь предположим, что 'А' видит нечто, а большая часть

человечества не видит. Тогда этот человек мог бы сказать, что человечество в

каком-то смысле грезит, пребывает во сне.

Кришнамурти: Оно захвачено иллюзией.

Бом: Иллюзией. А суть в том, что если кто-то видит нечто, его долг -

помочь проснуться другим, пребывающим в иллюзии.

Кришнамурти: Именно так. В этом и состоит проблема. Вот почему буддисты

выступают с идеей Бодхисаттвы, кото-рый является средоточием всякого

сострадания и от которого ждут, что он спасет человечество. Это приятно

звучит. Это дает счастливое чувство, что есть кто-то, кто это делает. Но в

действительности мы ничего не хотим делать, если это не приносит нам покоя,

удовлетворения, уверенности, как в психологическом,