Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

происходит, в действительности имеет свой

порядок, но вы можете, если хотите, определенные вещи называть беспорядком.

Кришнамурти: Вы говорите, все, что случается, есть порядок?

Бом: Да, имеет какой-то порядок. Если тело функциони-рует неправильно,

если даже в нем развивается рак, то существует определенный порядок в

раковой клетке; она растет как раз соответственно определенной схеме, в

зависи-мости от той разновидности болезни, которая стремится погубить тело.

Как бы то ни было, во всем есть определенный тип порядка.

Кришнамурти: Да, конечно.

Бом: Это не нарушает законов природы, хотя относитель-но, в некотором

контексте вы можете называть это беспоряд-ком, потому что если мы говорим о

здоровье тела, то рак называется беспорядком. Но в самом ...

Кришнамурти: Рак имеет свой собственный порядок. Бом: Да, но он не

совместим с порядком роста тела. Кришнамурти: Абсолютно. Так что же мы

понимаем под порядком? Существует ли такая вещь как порядок?

Бом: Порядок - это просто ощущение; мы не можем порядком овладеть.

Нарайан: Я думаю, что чаще всего мы имеем дело с порядком в какой-то

определенной структуре или сфере. Порядок всегда что-то предполагает. Но

когда вы говорите о порядке самого порядка, как в математике, то это

помогает нам преодолеть наш ограниченный подход.

Бом: Видите ли, математика начинает порядок прежде всего с

последовательности чисел как 1, 2, 3, 4, которые она выстраивает в иерархию.

Но вы можете себе представить, что означает порядок чисел. Существуют,

например, ряды соотношений, образующие константы. Простейший пример по-рядка

вы имеете уже в последовательности чисел.

Нарайан: А новый порядок, созданный открытием нуля! Являются ли

математический порядок и порядок в природе частью порядка более широкой

сферы, или это локальные формы?

Кришнамурти: Видите ли, мозг, ум так противоречив, так травмирован, что

он не способен обрести порядок.

Бом: Да, но какого рода порядок ему требуется?

Кришнамурти: Ему нужен порядок, при котором он будет защищен от ударов

и сотрясений, не будет испытывать боли, ни физически, ни психологически.

Бом: Сущность порядка и математики в том, чтобы не было противоречий.

Кришнамурти: Но мозг находится в противоречии.

Бом: Тут что-то неверно.

Кришнамурти: Да, мы уже сказали, что мозг сделал неверный поворот.

Бом: Понимаете, если тело растет неправильно, мы получаем раковые

клетки, что означает два противореча-щих друг другу порядка: один из них -

порядок рака, а другой - порядок тела.

Кришнамурти: Да. Но не может ли ум, мозг быть полностью свободным от

всякого организованного порядка?

Бом: Под организованным порядком вы понимаете твер-до установившийся

или навязанный стереотип?

Кришнамурти: Безусловно, навязанный извне или са-мим собой. Мы пытаемся

исследовать, может ли мозг когда-либо быть свободным от всякого навязывания,

давления, от ран, ударов и мелочей обыденного существования, которые толкают

его в разные стороны. Если он не может себя освободить, то в медитации нет

никакого смысла.

Бом: Вы могли бы пойти дальше и сказать, что, пожалуй, сама жизнь не

имела бы смысла, если не было бы возможнос-ти освободить ее от всего этого.

Кришнамурти: Нет, я не хотел бы сказать, что жизнь не имеет смысла.

Бом: Неизвестно, сколько времени будет действовать стереотип.

Кришнамурти: Если он будет действовать, как это и происходит,

неопределенно долгое время, исчисляемое тыся-челетиями, то жизнь лишена

смысла. Но я думаю, что смысл существует, хотя бы в том, чтобы выяснить,

должен ли мозг быть абсолютно свободным.

Бом: В чем источник того, что мы называем беспоряд-ком? Это подобно

раковой опухоли в мозгу, развивающейся в определенном порядке, который

несовместим со здоровьем мозга.

Кришнамурти: Именно.

Бом: Опухоль растет с течением времени, она увеличива-ется от поколения

к поколению.

Кришнамурти: Каждое поколение повторяет прежний стереотип.

Бом: Проявляется тенденция к нарастанию процесса с каждым поколением,

ибо это уже традиция.

Кришнамурти: Как покончить с этим, как прорваться сквозь этот

установившийся, разросшийся стереотип?

Бом: А что если поставить вопрос иначе: почему вообще мозг создает

питательную среду для роста такой инородной ткани?