Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

очень осторожны, чтобы не попасть в

ловушку, не думать, что ум универсума всегда присутствует.

Бом: Тогда как бы вы это выразили?

Кришнамурти: Человек сказал, что Бог всегда здесь; Брахман или высший

принцип всегда присутствует, и все, что вы должны делать - это очищать себя

и прийти к нему. Это тоже очень опасное утверждение, потому что тогда можно

было бы сказать, что во мне присутствует вечное.

Бом: Но это, я думаю, значит проецировать.

Кришнамурти: Конечно!

Бом: Когда говорим, что это всегда здесь, возникает логическая

неувязка, потому что 'всегда' предполагает вре-мя, а мы пытаемся рассуждать

о предмете, который не имеет отношения к времени. Так что мы не можем

интерпретиро-вать это как бытие здесь, там, теперь или снова!

Кришнамурти: Мы пришли к тому пониманию, когда можем сказать, что

существует ум универсума, и ум челове-ка, познавший свободу, -- един с ним.

20 сентября. 1980.

Броквуд Парк. Хэмпшир

Могут ли быть разрешены личные проблемы, и может ли

прекратиться фрагментация?

Кришнамурти: Мы развили ум, который способен ре-шить почти любую

техническую проблему. Но проблемы человека, видимо, никогда не будут

разрешены. Люди увязли в своих проблемах: проблемы общения, знания,

отношений, проблемы рая и ада; все человеческое существование превра-тилось

в одну обширную, сложную проблему. И, по-видимо-му, так было на протяжении

всей истории человечества. Несмотря на все знание, несмотря на века

эволюции, человек никогда не был свободен от проблем .

Дэвид Бом: Да, от неразрешимых проблем.

Кришнамурти: Сомневаюсь, что человеческие проблемы неразрешимы.

Бом: Я имею в виду то, как они поставлены сейчас.

Кришнамурти: Разумеется, то, как они поставлены сейчас, делает эти

проблемы невероятно сложными и нераз-решимыми. Ни политику, ни ученому и ни

философу их не разрешить, даже с помощью войн и т.д. Так почему же люди во

всем мире не способны разрешить текущие проблемы жизни? Что мешает полному

разрешению этих проблем? Не в том ли причина, что мы никогда по-настоящему

об этом не задумались? Не потому ли это происходит, что мы проводим все наши

дни и, возможно, половину ночи в размышлении над техническими проблемами, и

у нас не остается времени для других?

Бом: Отчасти это так. Многие люди считают, что взять на себя заботу об

этом мог бы кто-то другой.

Кришнамурти: Но почему? Я ставлю вопрос в нашей беседе, возможно ли

вообще не иметь человеческих проблем -- только технические проблемы, которые

могут быть разрешены. А человеческие проблемы кажутся неразрешимыми. Не

кроется ли причина этого в нашем воспитании, в наших глубоко укоренившихся

традициях и в том, что мы миримся с существующим положением вещей?

Бом: Согласен. В этом определенно кроется часть причи-ны. По мере

старения цивилизации проблемы накапливают-ся, а люди продолжают держаться

того порядка вещей, который создает проблемы. Например, в сегодняшнем мире

значительно больше наций, чем было когда-то, а каждая новая нация создает

новые проблемы.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: Если вы вернетесь к тем временам...

Кришнамурти: ... когда племя становилось нацией...

Бом: Тогда эта группа людей уже должна была воевать со своим соседом.

Кришнамурти: Люди используют эту изумительную тех-нику, чтобы убивать

друг друга. Но мы говорим о проблемах отношений, проблемах полного

отсутствия свободы, об ощу-щении постоянной неопределенности и страха, о

трудности зарабатывать средства к существованию и обеспечить другие

жизненные потребности. Все это представляется чрезвычай-но несправедливым.

Бом: Я думаю, люди утратили способность это видеть. Вообще говоря, они

примирились с ситуацией, в которой они оказались, и пытаются делать все

возможное, чтобы разре-шить отдельные небольшие проблемы и как-то облегчить

свое положение. Они не видят даже всей серьезности существую-щей ситуации.

Кришнамурти: Огромную проблему для человека созда-ли религиозные люди.

Бом. Да. Они тоже стараются решать проблемы. Я думаю, всякий человек,

погруженный в свой собственный маленький мирок- фрагмент, что бы он ни

решал, он только думает, что может решить, но на самом деле лишь прибавляет

к всеобщему хаосу.

Кришнамурти: К хаосу и войнам! Об этом мы и говорим. Мы живем в