Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

в пространст-ве и тишине.

Бом: Он существует в пространстве и тишине, в про-странстве разума. Оно

не похоже вот на это пространство?

Кришнамурти: Нет. И потому мы сказали, что простран-ство разума не

создано мыслью.

Бом: Да, а может ли ум, когда он в тишине, восприни-мать это

пространство, быть в контакте с ним?

Кришнамурти: Не воспринимать. Давайте посмотрим. Вы спрашиваете, может

ли разум быть воспринимаем моз-гом?

Бом: Или, по крайней мере, чтобы мозг как-то осозна-вал..., чтобы было

какое-то осознание, ощущение.

Кришнамурти: Мы отвечаем 'да' - посредством медита-ции. Не хотелось бы

пользоваться этим словом.

Бом: Я ничего не имею против.

Кришнамурти: Видите ли, трудность тут в том, что когда вы употребляете

слово 'медитация', это обычно понимается так, что всегда есть медитирующий,

который медитирует. Истинная медитация -- это не осознаваемый, а

бессознатель-ный процесс.

Бом: Как же тогда вы можете сказать, что происходит медитация, если она

бессознательна?

Кришнамурти: Она происходит, когда мозг спокоен.

Бом: Вы считаете, что сознание включает в себя всякое движение мысли,

всякое чувство, желание, волю и все, что этому сопутствует?

Кришнамурти: Да.

Бом: Но существует ведь все же какое-то осознание этого, не правда ли?

Кришнамурти: О, да. Это зависит от того, что вы назы-ваете осознанием.

Осознание чего?

Бом: Возможно, осознание чего-то более глубокого - не знаю.

Кришнамурти: И снова, когда вы говорите 'более глубо-кого', - то эти

слова означают измерение. Я этими словами не пользуюсь.

Бом: Хорошо, не будем ими пользоваться. Но, видите ли, существует род

бессознательного, которое мы просто не сознаем. Человек может не сознавать

некоторых своих про-блем, конфликтов.

Кришнамурти: Давайте несколько углубимся в это. Если я что-то делаю

сознательно, то это - деятельность мысли.

Бом: Да, это мысль, размышляющая о самой себе.

Кришнамурти: Правильно, это деятельность мысли. Так вот, если я

сознательно медитирую, занимаюсь практикой, проделываю всю эту бессмыслицу,

то я заставляю мозг приспосабливаться к другому ряду стереотипов.

Бом: Да, это опять становление.

Кришнамурти: Опять становление, верно.

Бом: Вы стараетесь стать лучше.

Кришнамурти: Становление не ведет к просветлению. Не может кто-то быть

просветленным, если я могу употребить это слово, говоря о тех, кто

собирается стать своего рода гуру.

Бом: Но, думается, очень трудно передать словами состояние, которое не

сознается.

Кришнамурти: Это так. В этом есть трудность.

Бом: Это не значит быть абсолютно без сознания. Если человек без

сознания, он полностью выключается, но вы не это имеете в виду.

Кришнамурти: Разумеется, не это!

Бом: Или когда он под наркозом, или...

Кришнамурти: Нет, давайте выразим это таким образом:

сознательная медитация, сознательная деятельность по кон-тролю мысли,

освобождение себя от обусловленности -- это не свобода.

Бом: Да, это думаю, ясно, но совершенно неясно, как передать что-то

еще.

Кришнамурти: Подождите. Вы хотите рассмотреть со-стояние по ту сторону

мысли.

Бом: Или когда мысль безмолвна.

Кришнамурти: Тиха, безмолвна. Что за слова вы выби-раете?

Бом: Прекрасно. Я предлагаю слово 'осознание'. А что скажете вы о слове

'внимание'?

Кришнамурти: 'Внимание' мне кажется лучше. Вы хотели бы сказать, что

внимание предполагает отсутствие центра, 'я'?

Бом: Но вы ведь хотите обсуждать не тип внимания. Существует обычное

внимание, которое мы проявляем, когда нас что-то интересует.

Кришнамурти: Внимание - это не концентрация.

Бом: Мы рассматриваем такое внимание, в котором отсутствует 'я', в

котором нет обусловленной деятельности.

Кришнамурти: Нет деятельности мысли. Во внимании нет места для мысли.

Бом: Да, но можем мы сказать больше? Что вы понимаете под вниманием? Не

будет ли нам полезно проследить проис-хождение этого слова? Оно означает

растягивание ума - это нам не поможет?

Кришнамурти: Нет. Может ли это помочь, если мы говорим, что

концентрация - это не внимание? Усилие - не внимание. Когда я делаю усилие,

чтобы быть внимательным, то это -- не внимание. Внимание может проявиться

только тогда, когда 'я' отсутствует.

Бом: Да, но получается замкнутый круг, потому