Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

любовь и разумность. Вы не можете иметь

сострадание без разума.

Бом: Итак, мы говорим, что разумность также универ-сальна!

Кришнамурти: Очевидно.

Бом: Но у нас, как вы знаете, есть способы проверки разумности

отдельных людей. Кришнамурти: О, нет. Бом: Но быть может, все это часть

того, что входит в образ мышления?

Кришнамурти: Часть этого раздробленного, фрагмен-тарного образа

мышления.

Бом: Что же, у нас могло бы быть целостное мышление, хотя мы его еще не

имеем.

Кришнамурти: Целостное мышление тогда не мышле-ние; тут какой-то другой

фактор.

Бом: Какой-то другой фактор, к которому мы еще не пришли.

Кришнамурти: Если любовь -- общая для всех нас, почему я ее не вижу?

Бом: Я думаю, отчасти потому, что ум пугается; он просто отказывается

допустить такую фантастическую пере-мену в образе видения.

Кришнамурти: Но вы только что сказали, что натрий есть натрий.

Бом: Видите ли, у нас есть множество доказательств этого в виде всякого

рода экспериментов, доказательств, постепенно накопленных большим трудом и

опытом. Однако любовь мы не можем рассматривать таким же образом. Вы не

можете пойти в лабораторию и доказать, что любовь есть любовь .

Кришнамурти: Нет, конечно. Любовь - это не знание. Почему же

человеческий ум отказывается принять вполне очевидный фактор? Не страх ли

поступиться своими прежни-ми ценностями, стандартами и мнениями?

Бом: Я думаю, что здесь, возможно, присутствует нечто более глубокое.

Это трудно точно определить, и это вещь непростая, хотя то, что вы

предлагаете, отчасти может служить объяснением.

Кришнамурти: Это поверхностное объяснение, я знаю. Не является ли это

нечто глубоко укоренившейся тревогой, страстным желанием быть в полной

безопасности?

Бом: Но это снова следствие фрагментации.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Если согласимся с тем, что мы фрагментированы, мы неизбежно

захотим быть полностью защищенными, пото-му что, будучи фрагментированными,

мы всегда в опасности .

Кришнамурти: Не тут ли кроется причина? Эта жажда, эта потребность, это

страстное желание быть в полной без-опасности во всех наших отношениях,

обладать уверен-ностью?

Несомненно, полная безопасность - только в пустоте!

Бом: Ошибочным является не требование безопасности, а фрагментация.

Фрагмент просто не может быть в безопас-ности.

Кришнамурти: Верно. Подобно тому, как каждая стра-на, стремясь быть в

безопасности, безопасности не имеет.

Бом: Но полная безопасность могла бы быть достигнута, если бы все

страны объединились. Видите ли, тот путь, который вы предлагаете, звучит

так, как если бы вы предла-гали жить в вечной неуверенности.

Кришнамурти: Нет, мы выразили это очень ясно.

Бом: Требование безопасности разумно, но мы пошли в неверном

направлении. Как можем мы объяснить, что любовь универсальна, не личностна,

человеку, вся жизнь которого проходит в тесной колее личного достижения? Не

должен ли он, прежде всего, поставить под вопрос свою ограниченную,

'уникальную' личность?

Кришнамурти: Люди ставят этот вопрос; они видят логику в нашем

обсуждении, но странным образом, даже очень серьезные в этих делах люди

полноту жизни стараются обрести через голодание, через испытания, -- всякого

рода путями, вы это знаете. Но ведь через мучения невозможно постичь или

воспринять целостность бытия. Итак, что же нам делать? Скажем, у меня есть

брат, который отказывается все это понять. А так как я очень его люблю, то

хочу, чтобы он отошел от фрагментации. И я стараюсь его убедить с помощью

слов и без слов, жестом или взглядом, но это все еще внешний путь. И может

быть именно по этой причине он сопротивля-ется. Способен ли я показать моему

брату, что это пламя можно в нем пробудить? Это означает, что он должен

слушать меня, но слушать мой брат отказывается.

Бом: Существуют, видимо, такие действия, которые не могут быть

выполнены. Если человек захвачен определенной идеей, такой как фрагментация,

то он не может ее устранить, потому что за этой идеей встает множество

других.

Кришнамурти: Согласен.

Бом: У него есть мысли, о которых он даже не догады-вается. Он

действительно не свободен принять такое дейст-вие, так как вся структура его

мышления удерживает его.

Кришнамурти: Как тогда могу