Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 2)

сущностях лишь как бы присутствует в широком спектре воззрений, которые высказывали

они по разным поводам, то для людей различных вер, для шаманов, колдунов и

многих экстрасенсов это представление - важный компонент их реальности. Эти

сущности, по их убеждению, причастны человеческому бытию, они же активно участвуют

в их магической практике, помогая или, наоборот, препятствуя им.

Представление о таких сущностях, незримо пребывающих рядом с нами, издавна

жило в народном сознании. Часто сущности эти бывают связаны с определенным

местом: духи гор, озера или реки. В Средней Азии и на Востоке это всевозможные

джинны, аджинны, пери, дэвы. На представления о таких сущностях неизбежно

переносятся чисто человеческие категории: понятия большей или меньшей силы,

могущества, добра или зла, как и прочие свойства и качества, присущие самому

человеку.

В русской традиции из таких сущностей, связанных с он ределенным местом, чаще

других упоминается домовой. Обычно это друг дома, заботящийся о людях, которые

живут там. В некоем мистическом смысле именно он является хозяином дома, люди

же, живущие в нем, поколения, сменяющие друг друга, - как бы постояльцы. Поэтому,

поселяясь в доме или приходя в пустующий дом, хотя бы чтобы переночевать там,

полагалось просить домового, чтобы пустил.

Не буду говорить здесь о других сущностях, связанных с определенным местом,

- леших, водяных и прочих, ограничившись домовым как более знакомым и, возможно,

именно в силу этого представляющимся мне наиболее симпатичным. Некоторые,

говоря о таких сущностях, понимают связь с тем или иным местом как пребывание,

quot;проживаниеquot; в данном месте. Скажем, дух озера живет в нем наряду

с другими, но только видимыми нами существами, как живут в нем, скажем, карпы,

караси или утки.

Более углубленный взгляд готов видеть в такой сущности нечто более сложное

- скажем, некое полевое образование, контуры которого совпадают с очертаниями

озера и которое каким-то образом как бы включает в себя всех обитающих в нем,

образуя совокупность, осознающую себя как некое quot;яquot;.

Возможно, однако, понимание значительно большей глубины и проникновения. Такое

понимание открывает картину нарастающей сложности и непривычных зависимостей.

Вот как излагает эту точку зрения московский исследователь Е. А. Фай-дыш:

quot;Те, кто говорит о духах каких-то мест - озера, леса, гор, реки, - воспринимают

их не физическим зрением, а визионерски, в ином измерении. Так что, скажем,

дух озера нельзя локализовать как некое существо, обитающее в пространстве

данного .озера. Или даже как нечто, занимающее все пространство этого озера.

Это может пониматься скорее в том смысле, что через озеро возможно локализовать

некое место нашего пространства, через которое возможно восприятие этой сущности.

Сама же эта сущность, само это quot;нечтоquot;, пребывает в некоем ином

измерении, составляющем с этим озером единое целое. В нашем же мире она проявляется

через озеро. Но основной смысл такой сущности лежит в ином измерении. Некоторые

из них как бы quot;выскакиваютquot; откуда-то к нам. А другие большую часть

времени могут проводить в нашем мире. Они могут приходить и уходить, появляться

и исчезать, путешествуя туда и сюда. Впрочем, само понятие того или этого

мира есть лишь метафора более сложной реальности. Эти сущности, как и мы,

являются многомерными существами, но иные измерения находятся за пределами

нашего обыденного восприятия. Даже то, что воспринимается ясновидчески, визионерски,

- это лишь некая малая часть, обозначение, иероглиф самой сущности. Это как

бы тот ее срез, который проступает в области ее соприкосновения с нашей трехмерной

реальностью.

Сущности эти могут быть персонифицированы, наделены своим quot;яquot;, хотя

и не обязательноquot;.

Это те сущности, которые могут иметь в нашем мире самый различный облик -

того же, скажем, озера или реки, дерева, горы, камня. Чаще всего местное предание

или традиция выделяют такой объект, связывая его с каким-то духом или другим

существом, обитающим в нем. Таким, например, многие годы считался придорожный

валун у одной деревни в графстве Эссекс, Великобритания. Из поколения в поколение

передавалось предание о злом духе, который будто бы