Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 2)

было упражнений, возникнут все силы. Если мы теперь рассмотрим

вопрос с другого конца, то у мудреца Гхеранды (см. quot;Великая тайнаquot;)

находим только три медитации: грубосуб-станционную, причем он все же указывает

на двойной характер последней, как созерцание quot;Великого божества Кундали-ниquot;

и quot;Брахмана как точкуquot;. Он говорит: quot;Если благодаря большому

счастью у кого-нибудь пробудится Кундалини, то он двигается вперед вместе

с quot;Яquot; (Атма) из тела через отверстие (на высоте глаз) и странствует

на царском пути, но не может быть видимым вследствие его большой подвижностиquot;.

quot;Йоги достигают любого успеха в .медитации (Дхиана йога) через Самбхави

Мудра. Это таинственная тонко-субстанционная медитация (Сукши Дхиана), которая

трудно достижима даже для Боговquot;. (Там же, IV, 18-20).

Это явление quot;Божества Кундалиниquot; как пылающий огненный язык мы уже

пережили на третьей ступени. Значит, объектом медитации IV ступени должно

быть созерцание quot;Брахмана как точкуquot; (бинду). С другой стороны,

Гхеранда в третьей главе говорит: quot;Через Самбхави Мудру приведи познайте

себя (Атма Пратнакша) бикду как Брахмана, зрея соедини с ним сознание (манас).

Поставь твое Я среди Кха и Кха среди твоего Я. Таким образом твое Я, Кха созерцая,

не позволит ничему тебе помешать. Всегда полон блаженства, так переходит человек

в экстаз (Самадхи)quot;.

Значит, это медитация четвертой ступени: в месте, в голове (между гипофизом

и шишковидной железой), где раньше (через Самбхави Мудру) появилось видение

пламенного языка, quot;поставь свое Яquot;, то есть концентрируйся на чувстве

Я (оно возникает вообще всегда на этом месте), как бы это Я одно с этим пламенем

(Бинду, как нам известно, не есть точка, а капля, имеющая форму пламени).

Так как с одной стороны Бинду (III степени медитации) должно быть теперь созерцаемо,

как Брахман, и надо наше сознание с ним соединить. А с другой стороны, как

говорится в этой же Упанишаде, через две строфы, этот Брахман - quot;пылающий

(Архиманти), тоньше чем самое тонкое и в него (стрела Я) должна попастьquot;.

Последствием этой самой тонкой из всех медитаций является познание Я, или

Атма Пратнакша, как утверждает Гхеранда. А Патанджали прибавляет к этому:

quot;Через погружение (Самьяма) в самого себя приходит познание о своем Я

(Пуруша). Отсюда вырастают абсолютные слух, осязание, зрение, вкус и обоняние

(Притибха). Через погружение (Самьяма) в отличие между душою (Саттва) и Я

(Пуруша) достигается всемогущество и всезнаниеquot; (всемогущество здесь

значит quot;полное господство над всеми существами и состояниямиquot;).

Эта форма/Самадхи называется quot;направленное на сознание самого себяquot;

(Асмита - от формы глагола Асми, то есть quot;Яесмьquot;) и является способом

рассмотрения на этой четвертой ступени мистического развития. Но и она не

является высшей. Даже полученное из нее quot;просветление (quot;преображениеquot;-

Притибха), которое все силы дает самопроизвольно, без каких бы то ни было

упражнений, хотя и является высоким, как небо, достижением по сравнению с

предыдущими ступенями, все же не есть окончательное освобождение (Каивалья).

Это освобождение приходит, как мы видели, уже после достижения самого высокого

Ваираейя - равнодушия ко всем этим силам и состояниям, как quot;существование

в формеquot; (Рупаража) и т. д. Мистик достигает тогда четвертой ступени

посвящения (Парамахамса) и - становится адептом (Дхиван-мукта) - quot;освобожденным

при жизниquot;. Это освобождение происходит путем самой высокой формы Самадхи,

называемой quot;Облако добродетелиquot; (Дхарма Меена), которая возникает

из этого совершенного познания, не ждущей ничего для себя, quot;когдаquot;,-

как говорит Патанджали в заключительной части своего труда о йоге,- quot;с

бесконечности твоего знания спадают все покровы и все нечистое познаваемое

является ничтожнымquot;.

Об открытии quot;третьего глазаquot; в основном тексте (Гхеранда Сймхиты,

I, 34-35) говорится: quot;Правым большим пальцем три полости на лбу, через

это упражнение будет удалена слизь. Нади будут очищены, и возникнет божественное

прозрение (ясновидение). В этом надо упражняться ежедневно после пробуждения,

после еды и в конце