Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 2)

Дыхание во время упражнений и, как мы сейчас увидим, непосредственно

перед упражнениями, является следующим важным фактором, может быть даже самым

важным из всех. Оно создает физическую предпосылку для удачи упражнения, для

осуществления отдельных искусственных приемов, обусловленных временем дня,

короче, для более легкого функционирования quot;Лукаquot;.

Когда настоящий стрелок из лука становится в положение для стрельбы, то он

сосредотачивается, натягивает для пробы свой лук, чтобы испытать его силу

сжимания и эластичность тетивы. Так и умственный стрелок из лука должен собрать

свои внутренние силы и, прежде всего, проверить свою духовную quot;упругостьquot;.

Ибо весь успех зависит единственно только от его способности ослабить свое

напряжение (пустить стрелу), а это зависит опять-таки от размаха его сосредоточения

(натяжение лука).

Этому содействует в первую очередь особая техника дыхания. Она, собственно,

является главным инструментом (органом чувств) йоги, так как дыхание самым

тесным образом связано с сосредоточением мыслей: если мы, например, сосредотачиваемся

на каком-нибудь шуме на улице, дыхание мгновенно останавливается,- и наоборот,

когда мы сдерживаем дыхание, блуждающие до тех пор вокруг мысли сходятся в

одном направлении.

Этот факт еще в древние времена позволил йогам выработать две возможные йогические

техники: Раджа-йогу и Хатха-йогу. В то время как первый путь, исходя из духовного

и абстрактного, имеет целью овладеть физическим телом, а таким образом и дыханием,-

второй путь стремится через дыхательную техник) поставить под контроль мысли,

а в конечном счете - дух.

Так как истинная йога должна содержать в себе оба элемента - Раджа и Хатха,

то было бы неразумно или по меньшей мере непрактично (как это часто бывает)

закрыть себе эту возможность облегчения всей работы. Читатель убедится в этом

сам на следующих примерах из практики:

quot;Сегодня - новое явление, которое, правда, уже часто наблюдалось в последнее

время. Видения еще неясные, но с движением и со следами свечения (начало третьей

ступени) начинает вырисовываться и развиваться в почти непрерывную полосу,

когда без предварительного сосредоточения взгляд созерцательно обращается

на кха. При этом дыхание должно быть проводимо вполне незаметно.

Даже если после нескольких секунд ритмического дыхания поддерживать непрерывный

способ дыхания, видения начинаются без всякого напряжения, сосредоточения

и т. п.

Подтверждается, что при смотрении в местах между бровями появляются видения,

если начинать с непрерывного дыхания и переходить к незаметному дыханию. Даже

только от ритмического дыхания (через область Аджна) появляются те же видения.

Когда совсем без сосредоточения (без смотрения на Кха) просто поддерживать

известное время непрерывное дыхание, со временем наступает медитативное состояние

и незаметное дыхание, показывается начало видений (принцип Хатха-йоги).

Наоборот, если без специального сосредоточения, просто приложить усилие, чтобы

задержать в уме определенный образ, сперва начинается непрерывное дыхание,

а потом переходит в незаметное. Появляются легко светящееся начало видения

(принцип Раджа-йоги).

Рано утром, в продолжении получаса упражнялся в ослабленном дыхании, которое

само собой стало непрерывным. Начали появляться неясные видения, которые следовали

одно за другим, как в калейдоскопе. Между прочим, появились неясные очертания

Бенареса, которые я желал видеть.

Нашу проверку через сновидения (испытание сном) недвусмысленно подтверждает

это поразительное влияние дыхания на создание видений: подтверждается, что

практика незаметного дыхания перед засыпанием, вместо смотрения на солнечный

диск, дает замечательные сныquot; (Из дневника).

Так как дыхание при этих упражнениях играет такую важную, даже выдающуюся

роль, упоминаем вкратце, что надо понимать под непрерывным и что под незаметным

дыханием.

Существует целый ряд дыхательных упражнений. Так, например, упоминается, самое

меньшее, о главных дыхательных упражнениях, но все они могут рассматриваться,

как следующие одна за другой ступени одного и того же упражнения (см. мою

книгу quot;Великая тайна - скрытая сторона упражнений йогиquot;.).

Для наших целей будет достаточно