Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 2)

того, чтобы

провести специальные опыты для получения бодрствующих центра мышления и центра

роли, так сказать, чтобы quot;стряхнутьquot; с них сон.

Ночью (перед тем, как заснуть, так как после сна центр мышления вялый) можно

достичь появления quot;картин, видимых без помощи глазquot;, уже через несколько

минут простым quot;смотрением в кхаquot; (кхамаджанатам - наблюдением quot;небаquot;);

утром для той же цели (после пробуждения) надо до одного-двух часов интенсивного

сосредоточения.

quot;Оказалось, что неясные тени, появляющиеся в темноте перед закрытыми

глазами,- это начало видений, которые при достижении необходимого сосредоточения

начинают получать очертания и как одиночные предметы при освещении местности

постепенно выступают из темноты.

Видения появляются, если посмотреть в темноту перед глазами и попробовать

отделить одно от другого. Эти видения появляются по желанию (видения второй

ступени), но всегда в момент полнейшего самозабвения (Лаия).

Сегодня утром, при интенсивном сосредоточении на Адж-на (место между бровями)

с чувством перенесения напряжения в месте гипофиза, не появилось ничего, несмотря

на одночасовую медитацию. Но через простой взгляд в место между бровями, каждый

раз, когда сознание освобождалось от напряжения сосредоточения, видения появлялись

совсем ясно (видения третьей ступени): части ландшафта, листва тополей перед

нашим домом.

Вчера, перед тем как заснуть, простой взгляд в темноту перед закрытыми глазами

дал через 1-2 минуты целый ряд неясных виденийquot; (Выписки из моего дневника).

Конечно, не каждый взгляд в темноту перед глазами дает без всякого упражнения

такие видения. Для этого нужна интенсивная тренировка. Но нас в этот момент

интересует факт, что даже у тех, кто опытен в этом искусстве, легкость успеха

в основном зависит от того, в котором часу дня или ночи, проводятся опыты.

Вообще же можно установить, что в такой же мере, как напряжение сознания в

течение дня, от момента пробуждения до крепкого сна без сновидений, передается

все более извне от каждого объекта наблюдения через гипофиз внутрь шишковидной

железы (то есть кха quot;бродитquot;), так же меняется и вид сосредоточения,

необходимого для каждого видения. Можно сказать, что сознание всегда и непрерывно

проводит невольно феномен quot;стрельбы из лукаquot;. Так как наблюдение

вещей внешнего мира представляет quot;закладывание стрелыquot; и quot;нацеливаниеquot;,

сосредоточение на этих вещах - quot;натягивание лукаquot;, а молчаливое

размышление о проблемах дня, ожидающих разрешения,- quot;спуск стрелыquot;.

Последнее дает тогда ответ на вопрос quot;попадания в точкуquot;. Сосредоточение

при сознательной quot;стрельбе из лукаquot; также подвержено известным переменам

при наших упражнениях. Хотя каждый раз все элементы техники (закладывание

стрелы и нацеливание, натягивание лука и спуск стрелы) должны быть налицо,

- смотря по обстоятельствам, каждый элемент особенно подчеркивается в зависимости

от времени дня, так что рано утром будет quot;нацеливаниеquot; (Тратака

и Мандуки Мудра), около полудня-преимущественно quot;натягиваниеquot; (Самбхави

Мудра), а вечером от захода солнца до засыпания - практически только quot;спуск

стрелыquot; (Кхечари Мудра), который производится только что описанным взглядом

в темноту перед закрытыми глазами (Кхамалжна).

Кроме того, каждое время дня имеет свои преимущества и недостатки, которые

должен иметь в виду каждый упражняющийся, когда он выбирает подходящее ему

время дня для упражнений.

Но необходимым требованием является соблюдение однажды выбранного времени;

нельзя менять это время, а надо упражняться всегда в один и тот же час, иначе

теряется весь ритм. Это необходимая предпосылка.

Йоги особенно ценят время восхода и захода солнца, так как в это время природа

в человеке, так же как и внешний мир, излучает глубокое спокойствие и вдумчивость,

которые чувствуются даже в шуме большого города. Из этих двух времен дня для

нас, жителей Запада, предпочтительнее заход солнца, также и потому, что мы,

вследствие нашей цивилизации, привыкли к другому распределению времени, чем

индусы. Рано утром, не говоря уже о восходе солнца, особенно весной, летом

и осенью, мы вряд ли имеем возможность поддерживать