Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 2)

- направленный на духовную установку (Бхава), сознанием натягивая (напрягая),

познай (Видхи), о друг, именно это, как вечную цельquot;. Этот перевод кажется

на первый взгляд еще запутаннее. Но, при ближайшем рассмотрении, мы получаем

более глубокое представление о точной технике. Во-первых, слово quot;упанишадыquot;

значит quot;упоминание о тайном ученииquot; - это сразу подтверждает наше

положение, что дело идет о тайне. Затем quot;упазаquot; значит нечто большее,

чем просто медитация. Это слово происходит от корня quot;упаазquot; - quot;подле

сидеть, сидеть в ожидании, обращать внимание, почитать, уважать, приниматьquot;

и т. д. Это точное описание первой ступени медитации (Тратака), которая имеет

целью как можно больше заостренную духовную установку (Бхава) создать на объект

медитации и поддерживать во все время медитации. quot;Аиамияquot; - значит

не только quot;напрягая, натягиваяquot;, но скорее quot;оттягивая назадquot;,

и таким образом выражение quot;аиамия тад бхава гатена четазаquot; - quot;стрелу

с помощью заостренного сознания натягивая (оттягивая назад)quot; - даст нам

объяснение тайны, как это будет показано ниже. Когда вы смотрите некоторое

время исключительно на какой-нибудь предмет, то ваше сознание находится около

этого предмета. Это чувство, как будто духовные щупальца протянулись до наблюдаемого

объекта. А теперь закройте глаза. Сейчас же щупальца оттянутся, как будто

сознание оттянуто, взято обратно вместо корня носа. Если опять открыть глаза,

сознание опять отходит, закрыть - опять входит в корень носа, следовательно,

сознание перемещается вместе со взглядом. Теперь сделаем еще один опыт: представим

себе, как вслед за наблюдением предмета мы закрыли глаза, и известное время

духовно созерцаем этот предмет. Тогда сознание стремится удержать его местонахождение,

и посредине головы ощущается внятное чувство давления. Но это продолжается

не долго. Через короткое центром мышления (Манас Чакра) и тем сильнее возбуждается

и с течением времени развивается, чем больше мы сосредотачиваемся на чем-либо,

исключая при этом другие виды впечатлений.

Но так как этот quot;шестой лепесток цветкаquot; является проводником наших

восприятий в связи с quot;тысячелепестковым лотосомquot; или с quot;третьим

глазомquot;, во сне возникают, вследствие этого (когда исключены другие чувства),

представления совсем особого рода, которые существенно отличаются от quot;нормальныхquot;

сновидений, в то время как нормальным образом дневные впечатления отлагаются

в Манас Чакре (центре мышления) и во сне quot;догрраютquot;, тем самым вызывая

причудливые и странные видения (в основе своей также сновидения).

К этим тривиальным сновидениям в связи с развитием quot;шестого лепестка

цветкаquot; (через йогические упражнения сосредоточения и медитации) постепенно,

хотя и медленно, примешиваются вторгающиеся восприятия quot;третьего глазаquot;,

какими бы короткими и слабыми они ни были вначале.

Результатом являются во сне так называемые quot;вещие сныquot;, интуитивное

внушение в состоянии бодрствования, желаемое видение в подходящем состоянии

медитации, и, в конце концов, в болезненном состоянии - так называемая галлюцинация.

Но все три вида - тождественные явления. Они появляются вследствие деятельности

частично и временно открывающегося третьего глаза и при этом все действеннее

становящегося руководства quot;шестого лепестка цветкаquot;.

Как далее утверждает учение йогов, quot;третий глазquot; открывается во

сне, когда спящий совсем не видит сновидений. Но мы об этом напоминаем не

потому, что наше сознание, стоящее на якоре в Манас Чакре, остается включенным.

Вся задача практики йоги состоит сейчас в том, чтобы перенести наше сознание

из центра мышления в quot;третий глазquot;. Таким образом, мы достигаем

высшей ступени (ступени Мастера), тогда как на первых трех ступенях сознание

находится в Манас Чакре с частичным включением quot;третьего глазаquot;.

Из этого следует, что чем ближе к ночи, тем легче и полнее может быть включен

quot;третий глазquot;. Таким образом, самым подходящим временем для этих

упражнений является, собственно говоря, ночь, или, по меньшей мере, вечер,

а раннее утро, напротив, самое неподходящее время. Утро хорошо для