Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 2)

она совсем

отказалась от лекарства и спит достаточно долго.

Совершенный стрелок из лука. quot;Лучший из упражняющихся, дух которого понял

дхъяну, лучший из видящих, способен быстро отправиться в путь в другом теле.

Всезнающий, всевидящий, делающий всем существам добро, понявший смысл всех

писаний, объявляя единое учение, появляется он, известный великими, необыкновенными

силами, долгоживущий и способный дать возникнуть вещам трех миров, сохранять

их или оставлять исчезатьquot; (Сатчакра Нирупана Тантра, 34).

До сих пор я описывал технику духовной стрельбы из лука главным образом первых

трех ступенек, которые доступны каждому человеку. Только бегло я очертил четвертую

и последнюю ступень, совершенное овладение которой ведет к мастерству. Наше

изложение было бы неполным, если бы я не описал точно и эту ступень мастера

и таким образом возложил корону на развитие этого рода.

В мистических школах восточной традиции все ступени духовной школы во всех

подробностях перечисляются и описываются, хотя и в туманных (таиственных)

выражениях, и поэтому нужна глубокая проницательность, чтобы разгадать тайны,

которые сообщаются только посвященным. Этим объясняется факт, почему этот

предмет, даже в индийских книгах недавнего издания, так запутанно и даже противоречивол

из-ланается, что требовательный и образованный читатель от них отказывается

как от quot;ненаучныхquot; и даже quot;нелепыхquot;, а много о себе воображающий,

не долго думая, пробует их дополнить (самое меньшее) или улучшить. Поэтому

теперь создалось так много quot;специалистовquot; по quot;стрельбе из лукаquot;,

но на практике нет настоящих стрелков из лука.

Чтобы принять участие в такой духовной школе, ученик, должен подчинить себя

строгой этической дисциплине, которая охватывает в основном 4 добродетели:

Вивека - распознавание, Ваирагья - отсутствие страстей, Сатсампатти - праведное

поведение и Мумуксатва - стремление к спасению, к избавлению. Конечно, здесь

не имеется в виду распознавание в смысле успеха в жизни, и не преодоление

элементарных страстей (как ревность, ненависть, мстительность и т. д.); духовный

ученик скорее должен уметь распознавать различие между реальным и нереальным,

между добром и злом, между вечным и преходящим. Из этой первой способности

самопроизвольно появляются все другие качества, как непривязанность ко всему

тому, что нереально, злонамеренно и преходяще, равно как и праведное поведение.

Последнее делится на шесть частей: спокойствие мыслей (Шама), самообладание

(Дама), спокойствие в действиях (Упарати), терпение (Титикша), доверие или

уверенность (Шраддха) и целеустремленное внимание (Самадхана) и, в конце концов,

воля к освобождению, не в смысле отказа, а отречение от мира, и во внутреннем

освобождении от светскости. Это последнее качество, которое является результатом

предыдущих, кладет на духовноищущего печать того, чем он хотел стать - достойным

посвящения. Без этой духовной подготовки он не найдет своего Учителя, хотя

бы он весь свет обыскал с этой целью. А если он ее не имеет, то ему не надо

никуда идти, чтобы встретить Учителя. Учитель придет к нему сам; так как долгие

годы перед тем, как идущий решит в первый раз искать своего Учителя, этот

последний уже ждет своего ученика. Предпосылками для духовного ожидания являются

все те же, что и в самые отдаленные времена, они так же несменяемы, как законы

природы. С другой стороны, от ученика не ждут совершенства, он должен только

искренне стараться развить в себе необходимые качества. Но и прежде чем он

достиг этого в достаточной степени, он уже может заниматься духовными упражнениями:

медитацией на грубо материальном объекте.

Так начинается его практика. Через несколько месяцев этой грубо материальной

медитации (Стхула Дхьяна) приходят первые видения - quot;необыкновенные вещиquot;,

и только приблизительно через год - видение Учителя. Сперва появляются его

лучистые, всезатмевающие глаза, а после дальнейших упражнений ученик видит

Учителя лицом к лицу.

Внимательный и мистически вышколенный читатель заметит в этом проявлении великого

космического закона - закона аналогии. Этот важнейший из всех таинственных

законов может быть сформулирован так: центры малых кругов вращаются вокруг