Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 2)

глаза различают 4 ступени; на

самой низкой стоят видения необыкновенных вещей. Видны причудливые, привлекательные

картины, не продукты больной фантазии, а вполне нормальные явления, образы

или части их в диковинном освещении, необыкновенных оттенков цветов, или без

связи с направлением мысли видящего. Тут может появиться мысль, что эти видения

являются галлюцинацией. Но разве действительность - грубая материальность,

разве действительность - только то, что воспринимается ограниченными пятью

чувствами? Если, как это мы показывали выше, наше восприятие чувствами может

расшириться до определенной степени, где тогда граница истинно воспринимаемого?

Наша психология теряется перед этими нереальными, и все же воспринимаемыми

вещами, а наша наука более чем склонна отнести такие причудливые явления в

ничего не говорящую и противоположную рубрику quot;галлюцинацииquot;.

Что же говорит об этом индийская психология? Йоги говорят о так называемом

манас чакра, или центре мышления, который символически изображается образом

шестилепест-кового лотоса; этот цветок описывается, как центр восприятия с

шестью нервными каналами, или стволами. Из них пять - это каналы наших нормальных

чувственных восприятий - зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, а шестой

канал, или Сваннахаба нади, служит проводником для таких создающихся внутри

впечатлений, как сны и галлюцинации. На первый взгляд удивляет сочетание здоровых

(сны) и нездоровых (галлюцинации) восприятий, но это сочетание далеко не случайно.

Шестой лепесток Манас Чакры связан с Тысячелепестко-вым Лотосом Света, который

считается местопребыванием нашего духа - Дживатма, тогда как Манас Чакра (сенсориум)

есть пребывание нашего бодрствующего сознания. Этот факт безмерно важен, так

как в то время, как наше бодрствующее сознание воспринимает через пять нервных

путей (пять лепестков этой Чакры) ощущение пяти органов чувств, то должно

же это сознание, когда во сне наши чувства не функционируют, проводить картины

сна или фантастические изображения через шестой канал, то есть прямо из тысячелепесткового

лотоса к третьему глазу. Когда пять внешних органов чувств во сне или как-нибудь

иначе выключены, то начинает работать именно шестой лепесток цветка Манас

Чакры, становясь большим и сильным, начинаются сновидения, в бодрствующем

же состоянии появляются так называемые галлюцинации, или правильнее говоря,

необыкновенные вещи.

Каждое правильное сосредоточение (концентрация) мыслей служит более или менее

этой цели - оно отклоняет (оттягивает) внимание духа от внешних пяти чувств,

выключает их, способствуя раскрытию quot;шестого лепестка цветкаquot;. Первым

непосредственным последствием этой практики является совсем понятное и нормальное

явление - сновидения становятся богаче по содержанию, яснее, логичнее и живее.

Даже если обычно не видят снов, или видят их очень редко, сейчас же после

первых дней таких упражнений являются сновидения, которые твердо запоминаются.

В течение следующих месяцев у упражняющегося появляются картины, видения и

образы в бодрствующем состоянии (во время выключения чувств при сосредоточении).

Это не болезненные явления, они так же нормальны, как наши мысли, которые,

впрочем, как мы это позже увидим, тоже образуются таким же образом, а не создаются

нашим умом, как это принято считать; умом они лишь только регистрируются.

Они приходят и уходят неизвестно откуда и куда. Эти чуждые тела, которые получают

от нас силу, окраску и толчок, подобно снежному кому, толкаемому играющими,

становяятся громадными или распадающимися на мелкие комья. Мысли временно

захватывают власть над нашим сознанием, как неожиданные посетители гостиницы,

чтобы потом опять уйти. Кто в этом сомневается, пусть сядет поудобнее, расслабит

тело и сознание и даст свободу мыслям, не ограничивая их и не прерывая. Через

несколько минут он убедится в том, что его сознание регистрирует неожиданные,

удивительные, абсурдные, иногда даже отвратительные мысли, которые он никак

не может объяснить ни прошлым, ни своим воспитанием, ни общим направлением

своего мышления. Ему станет неприятно, и он прерывает эти мысли. Но опыт заслуживает

того, чтобы его провести.

Вторая ступень видений достигается тогда, когда упражняющийся начинает