Говард Ф.Лавкрафт

Сверхъестественный ужас в литературе

ей, он

портил свои создания логическими объяснениями; но, подобно ей, владел

умением создавать жуткую атмосферу сверхъестественного, которая придает его

ужасам пугающую жизненность, пока они остаются необъясненными. Отличается он

от миссис Радклйфф тем, что не соблюдает готическую декорацию, выбирая

современную Америку для своих повествований, однако это не распространяется

на готический дух и тип события. Романы Брауна включают в себя несколько

запомнающихся страшных сцен и превосходят даже романы миссис Радклйфф в

описании больного сознания. "Эдгар Хантли" начинается с того, что лунатик

роет могилу, но потом роман портит дидактика в стиле Годвина. В "Ормонде"

персонаж принадлежит к зловещему тайному братству. И в нем, и в "Артуре

Мервине" описывается эпидемия желтой лихорадки, которую автор сам наблюдал в

Филадельфии и Нью-Йорке. Однако самый знаменитый роман Брауна -- "Виланд,

или Преображение" (1798), в котором пенсильванский немец, охваченный

религиозным фанатизмом, слышит "голоса" и убивает жену и детей, принося их в

жертву Богу. Его сестре Кларе, рассказывающей всю историю, едва удается

избежать смерти. Все это происходит в лесистой местности неподалеку от

Меттингена на дальних берегах Сквилкилла и выписано на удивление живо; и

ужас Клары, напуганной потусторонними голосами, и нагнетаемый кошмар, и звук

чужих шагов в пустом доме -- все это передано с поразительным искусством. А

в конце нам предлагают притянутое за уши объяснение в виде чревовещания,

однако атмосфера все равно остается прежней. Негодяй-чревовещатель Карвин --

типичный злодей типа Манф-реда или Монтони.

4. Расцвет готического романа

Литература ужаса приобретает новые черты в творчестве Мэтью Льюиса

(1773-1818), чей роман "Монах" (1796) стал настолько популярным, что сам

автор получил прозвище Монах. Юный писатель, получивший образование в

Германии и пропитавшийся диким тевтонским фольклором, неизвестным миссис

Радклйфф, обратился к ужасу более жестокому, чем это могло прийти в голову

его кроткой предшественнице, и в результате был написан шедевр с реальным

кошмаром, в готическое содержание которого добавлено много мерзости. Речь

идет об испанском монахе Амброзио, который очень гордится своей чистотой и

которого дьявол в образе девицы Матильды увлекает на самое дно зла; когда же

он ждет смерти, будучи в руках инквизиторов, то спасается от них, продав

душу дьяволу, потому что убежден, что ему уже не спасти ни тело> ни душу.

Потом дьявол, издеваясь, уносит его в безлюдное место и объясняет, что он

напрасно продал душу, потому что в то время, когда он совершал

отвратительную сделку, прощение и возможность спасения были уже близко, а

завершает свое злое предательство дьявол тем, что выговаривает Амброзио за

чудовищные грехи и бросает его тело в пропасть, а душу отправляет на вечные

муки. В романе есть несколько отталкивающих описаний, как, например,

колдовство в подземелье, расположенном под церковным кладбищем, пожар в

монастыре и конец несчастного аббата. Еще одна сюжетная линия приводит к

встрече маркиза де ла Кистерас с призраком его заблудшей родственницы, с

Кровоточащей Монахиней, и в этой линии есть много невероятно сильных

моментов, например, визит ожившего трупа в спальню маркиза или

каббалистический ритуал, во время которого Вечный жид помогает маркизу

понять и изгнать мертвую мучительницу. И все-таки "Монах" затянут, если

читать его от начала до конца. Он слишком длинный и слишком многословный, и

его воздействие ослаблено до странности чрезмерной реакцией против тех

канонов внешних приличий, которые Льюис презирал как ханжеские. Но одно

великое достижение автора стоит подчеркнуть особо; он никогда не объясняет

естественными причинами свои призрачные видения. Ему удалось разрушить

традицию, заложенную миссис Радклифф, и расширить границы готического

романа. Но Льюис написал много больше, чем одного "Монаха". Его драма

"Замок-привидение" относится к 1798 году, а позднее он нашел время, чтобы

создать баллады "Ужасные истории" (1799), "Чудесные истории" (1801) и серию

удачных переводов с немецкого языка.

Готические сказания -- как английские, так и немецкие стали появляться

во