Говард Ф.Лавкрафт

Сверхъестественный ужас в литературе

могущественного

царя морей, была обменена отцом на маленькую дочь рыбака, с тем что она

обретет , выйдя замуж за земного юношу. Встретив благородного юношу

Хильдебранда в доме своего приемного отца, который был построен возле моря и

на опушке леса, она вскоре выходит за него замуж и едет с ним в его родовой

замок Рингстеттен. Хильдебранду, однако, постепенно надоедает неземная жена

и особенно надоедает ее дядя, злой дух водопада Кюхлебома, тем более что

юноша испытывает все большую нежность к Бертальде, той caмой дочери рыбака,

на которую была обменена Ундина. В конце концов, по время прогулки по Дунаю,

спровоцированный невинным проступком любящей жены, он произносит злые слова,

возвращая ее в первоначальное состояние, которое по существующим законам

можно изменить лишь однажды, чтобы убить его, если он окажется неверным ее

памяти. Позднее, когда Хильдебранд собирается жениться на Бертальде, Ундина

готова выполнить свой печальный долг, но делает это со слезами на глазах.

Когда юношу хоронят рядом с его предками на деревенской кладбище, закутанная

в белое, женская фигура оказывается в похоронной процессии, но после молитвы

исчезает. Там, где она стояла, появляется серебристый ручеек, который с

журчанием прокладывает себе дорогу вокруг могилы и вливается в озеро по

соседству. Деревенские жители до сих пор показывают его приезжим, говоря при

этом, что Ундина и Хильдебранд соединились после смерти. Многие места в

повествовании и его атмосфера говорят о Фуке как о значительном писателе в

жанре литературы ужаса, особенно если учесть описания населенного

привидениями леса, в котором встречаются снежно-белые великаны и всякие

безымянные кошмары.

Не столь известна, как "Ундина", но замечательна своим убедительным

реализмом и свободой от готических приемов история о "Янтарной ведьме"

Вильгельма Мейнхольда, еще одного немецкого гения фантастики начала

девятнадцатого столетия. Действие происходит во время Тридцатилетней войны,

а записи якобы найдены священником в старой церкви, и в них речь идет о

дочери автора, Марии Швейдлер, которая несправедливо обвинена в колдовстве.

Отыскав месторождение янтаря, она по разным причинам скрывает его ото всех,

и неожиданное богатство придает основательность обвинению со стороны злого

родовитого охотника на волков Виттиха Аппельманна, который безуспешно

преследовал девушку своими постыдными домогательствами. Деяния настоящей

ведьмы, которая впоследствии находит жуткий конец в тюрьме, приписываются

злополучной Марии, и после типичного суда над ведьмами с данными под пыткой

показаниями Марию должны сжечь, но ее вовремя спасает возлюбленный --

благородный юноша из соседних мест. Великая сила Мейнхольда -- в

правдоподобии случайного и неслучайного, он умеет убеждать в присутствии

неведомого и в том, что грозные события реальны или близки к реальности. В

самом деле, его якобы достоверность настолько тщательно продумана, что

популярный журнал как-то опубликовал главные события "Янтарной ведьмы" как

реально происходившие в семнадцатом столетии!

В наше время немецкую литературу ужаса с честью представляет Ганс Хайнц

Эверс, который обосновывает свои темные концепции отличным знанием

психологии. Романы вроде "Ученика колдуна" и "Алруна", рассказы типа "Паука"

имеют определенные достоинства, относящие их к классике жанра.

В ареале сверхъестественного Франция была не менее активной, чем

Германия. Виктор Гюго в таких повествованиях, как "Ганс из Исландии", и

Бальзак в "В шкуре дикого козла", "Серафите" и "Луи Ламбере" тоже в большей

или меньшей мере использовали сверхъестественное, правда, в целом лишь как

средство полнее выявить человеческое начало и без настоящей демонической

силы, которая характерна для истинного создания литературы ужаса. Впервые

этот жанр появляется у Теофиля Готье, если говорить о французах, именно у

него мы находим призрачную сверхъестественную тайну, которая, хотя он и не

полностью использует ее возможности, мгновенно узнаваема как нечто истинное

и значительное. В рассказах "Аватар", "Нога мумии", "Клари-мон" есть

запретное, которое возбуждает, мучает и иногда пугает; и египетские видения

из "Одной ночи Клеопатры"