Говард Ф.Лавкрафт

Сверхъестественный ужас в литературе

звезды", рассказе об арктических призраках,

и "Лоте No249", где с большим мастерством разыграна тема реанимированной

мумии. Хью Уолпол, из той же семьи, что и основатель готической литературы,

иногда с большим успехом справляется со сверхъестественным, и его рассказ

"Миссис Лант" внушает неподдельный ужас. Джон Меткаф в сборнике, названном

"Дымящаяся нога", время от времени демонстрирует редкую силу, а судя по

рассказу "Плохие земли", у автора редкий талант в работе со

сверхъестественным. Более веселые и приближающиеся к приятной безобидной

фантазии сэра Д. М. Барри рассказы Э. М. Форстера, объединенные под

заголовком "Небесный омнибус". Из них лишь один, имеющий отношение к Пану и

ауре ужаса, может быть соотнесен с космическим ужасом. Миссис Г. Д. Эверет,

хотя и тяготеет к очень старым и банальным моделям, иногда достигает

уникальных высот сверхъестественного ужаса в сборнике рассказов "Маска

смерти". Л. П. Хартли известен своим язвительным и очень неприятным

рассказом "Гость из глубин". "Страшные рассказы" Мэй Синклер традиционного

оккультного толка, в них нет творческого развития темы ужаса, что определяет

степень мастерства в данном жанре. Ее больше интересуют человеческие чувства

и психологический анализ, нежели феномен нереального космоса.

Заметим, кстати, что сторонники оккультизма, как правило, менее, чем

материалисты, сильны в создании потустороннего и фантастического, поскольку

для них фантомный мир обыкновенная реальность и они относятся к нему без

особого страха, отчего не умеют произвести такое впечатление, как те, кто

видят в нем абсолютную и страшную угрозу естественному порядку.

Довольно неровный с точки зрения стиля, но иногда очень мощный в

описании других, находящихся за пределами обыденной реальности миров и

существ -- Уильям Хоуп Ходжсон, известный сегодня гораздо хуже, чем он того

заслуживает. Несмотря на тяготение к банальной сентиментальной концепции

вселенной и отношения к ней человека, Ходжсон, скорее всего, уступает лишь

Алджернону Блэквуду в описании потустороннего. Немногие могут соперничать с

ним в искусстве как бы ничего не значащих деталей или случайных намеков на

безымянные и чудовищные силы, обитающие неподалеку, а также в передаче

ощущений, возникающих от близости потустороннего и сверхъестественного.

Разнообразные зловещие чудеса и неведомые земли явлены тем, кто сумел

спастись с затонувшего корабля, в "Кораблях Глен Карриг" (1907). Очевидная

угроза в первой части книги описана великолепно, хотя потом заметен спад в

сторону банального приключенческого романа. Не очень аккуратное и

псевдоромантическое повествование в стиле восемнадцатого столетия снижает

общее впечатление, однако очевидная морская эрудиция автора несколько

компенсирует недостатки.

"Дом на границе" (1908), вероятно, лучшее из всего написанного мистером

Ходжсоном, рассказывает об одиноком и зловещем доме в Ирландии, в котором

сошлись страшные силы внеземного мира и аномальные силы тайных земных бездн.

Скитания духа Повествователя сквозь неисчислимые световые годы по

космическим пространствам и кальпам вечности, наблюдения за гибелью

Солнечной системы -- нечто уникальное в современной литературе. К тому же

автор в состоянии убедительно описать неясный, как бы засевший в осаде ужас,

угрожающий нашей реальной жизни. Не будь в книге нескольких сентиментальных

банальностей, она бы стала чистой воды классикой.

Роман "Призрачные пираты" (1909), рассматриваемый мистером Ходжсонос

как последняя часть трилогии, в которой две первые части представлены

упомянутыми выше романами, -- внушительное описание последнего плавания

странного корабля и жутких морских чудовищ (квазичеловеческого вида,

возможно это духи погибших пиратов), которые захватывают корабль и

утаскивают неведомо куда. Временами описания достигают редкостной силы, если

учесть морские знания автора и его умение подбирать намеки и происшествия,

указывающие на скрытые в природе ужасы.

"Ночная страна" (1912) -- очень длинное повествование (538 страниц) о

бесконечно отдаленном, на миллионы и миллионе лет, будущем Земли после

гибели Солнца. Оно несколько сумбурное: как бы сны человека