Говард Ф.Лавкрафт

Сверхъестественный ужас в литературе

истинный шедевр литературы ужаса.

Его дочь и жена Шелли была более удачлива, и ее неподражаемый

"Франкенштейн, или Современный Прометей" (1817) стал классикой литературы

ужаса. Сочиненный в соревновании с мужем, лордом Байроном и доктором Джоном

Уильямом Полидори, "Франкенштейн" миссис Шелли оказался единственным

дописанным до конца, и критики не смогли доказать, будто бы лучшие места в

нем принадлежат перу Перси Биши Шелли. У романа есть некоторый привкус

этического дидактизма, что портит его. Он рассказывает об искусственном

человеке, созданном из мертвых фрагментов Виктором Франкенштейном, молодым

шведским медиком. Сотворенное "в безумной интеллектуальной гордыне",

чудовище обладает умом человека, но жуткой внешностью. Отвергнутое людьми,

обиженное, оно начинает убивать всех, кто дорог Франкенштейну. Оно требует,

чтобы Франкенштейн сотворил для него жену, и, когда тот в ужасе

отказывается, не желая, чтобы весь мир оказался заселенным монстрами, оно

уходит с угрозой "вернуться в брачную ночь" своего творца. В эту ночь

невеста оказывается задушенной, а Франкенштейн начинает охоту на чудовище, в

итоге попадая в Арктику. В конце, ища укрытия на корабле человека, который

рассказывает нам эту историю, Франкенштейн сам оказывается убитым ужасным

объектом своего поиска и творением своей непомерной гордыни. Некоторые сцены

во "Франкенштейне" незабываемы, например, когда только что сотворенное

чудовище входит в комнату своего творца, отодвигает полог и глядит на него в

желтом лунном свете слезящимися глазами -- "если это можно было назвать

глазами". Миссис Шелли написала еще романы, в том числе довольно известного

"Последнего человека", однако повторить успех ей не удалось. На

"Франкенштейне" лежит печать космического ужаса, хотя иногда он на редкость

затянут. Доктор Полидори развивал идею ужаса в повести "Вампир", в которой

мы читаем об учтивом негодяе истинно готического или байронического типа и в

которой есть по-настоящему страшные куски, например жуткая ночь в отдаленной

греческой роще.

Тогда же сэр Вальтер Скотт часто задумывался о сверхъестественном,

пропитывая им свои романы и стихи, а иногда сочиняя отдельные повествования

типа "Комната, завешанная гобеленами, или Рассказ странствующего Вилли" в

"Красной рукавице", где призрачное и дьявольское становится еще убедительнее

благодаря нелепо-уютной атмосфере и обыденной речи. В 1830 году Скотт

опубликовал "Письма о демонологии и колдовстве", которые до сих пор являются

нашим лучшим собранием европейского фольклора о ведьмах. Другим знаменитым

писателем, не чуравшимся сверхъестественного, был Вашингтон Ирвинг, ибо,

хотя большинство его призраков слишком забавны, чтобы быть персонажами

литературы ужаса, отдельные шаги в этом направлении можно заметить во многих

его сочинениях. "Немецкий студент" в "Рассказах путешественника" (1824) --

лукавый и выразительный пересказ старинной легенды о мертвой невесте, тогда

как отмеченный космическим ужасом "Искатель монет" в том же томе

представляет собой нечто большее, чем намек на появление пиратов в тех

местах, где когда-то побывал капитан Кидд. Томас Мур тоже присоединился к

авторам литературы ужаса, написав поэтического "Алсифрона", позднее

переделанного в роман "Эпикуреец" (1827). Хотя речь идет всего лишь о

приключениях молодого афинянина, одураченного египетскими жрецами, Муру

удается создать настоящую атмосферу сверхъестественного ужаса, когда речь

заходит о подземных лабиринтах под святилищами Мемфиса. Де Квинси не раз в

гротескной или вычурной манере описывал страх, хотя с бессвязностью и

претензией на научность, которые мешают назвать его профессионалом.

Та эпоха видела растущую славу Уильяма Гаррисона Эйнсуорта, чьи

романтические романы изобилуют загадочным и страшным. Капитан Марриет писал

не только рассказы типа "Оборотня", но и был автором знаменитого

"Корабля-призрака" (1839). основанного на легенде о "Летучем голландце",

призрачном и проклятом корабле, который вечно бороздит море возле мыса

Доброй Надежды. В то же время появились истории о сверхъестественном

Диккенса