М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

еще пакт, подписанный

Хлодвигом и римской Церковью, но где именно можно было найти конкретные

следы? Что же касается предполагаемой священной и божественной крови

Меровингов, можно ли действительно отождествлять ее с кровью Иисуса? Какая

особенная, признанная связь существовала между этими двумя потомствами? Было

ли известно только то, что иудеи тем или иным способом повлияли или отметили

ход истории Меровингов, и не в этом ли направлении мы должны были в первую

очередь вести наши поиски?

Конечно, меровингские короли не были антисемитами. Они принимали под

покровительство евреев, несмотря на протесты Рима, и, не колеблясь, роднились с

ними. Более того, их сотрудничество с ними, их благожелательное к ним отношение

не нужно доказывать, ибо евреи обладали большими земельными владениями,

особенно на юге Галлии, где они держали рабов и слуг-христиан, и занимали высокое

положение в королевском окружении, что прекрасно доказывает широту их

внедрения. Это согласие-и это важно отметить- было, впрочем, единственным

примером во всей Западной Европе до лютеранской реформы, но, как мы увидим

далее, евреи и Меровинги имели определенное количество других общих

особенностей, достаточных самих по себе, чтобы объяснить их связи.

Мы помним, что Меровинги не имели права стричь волосы из-за чудодейственной

силы, которая им приписывалась. То же самое было и с назореями из Ветхого

Завета. Самсон был назореем, и Иисус, возможно, тоже, как и его брат Иаков

В королевской семье Меровингов и среди ее родни также встречается определенное

число чисто еврейских имен. В 577 г. брат короля Хлотаря II был назван Самсоном;

Мирон Левит - граф Безалу и епископ Жеронский; одного графа Руссильонского

звали Соломоном, а еще один Соломон становится королем Бретани. Что же

касается имени меровин-гского аббата Элизахара, то не является ли оно

искаженным именем Елеазар , или Лазарь ? Даже имя Меровей имеет

ближневосточное происхождение4.

Впрочем, благодаря многочисленным бракам Меровингов с вестготами, еврейские

имена все больше распространяются, так что можно задать вопрос: не были ли

вестготы евреями? Кроме того, замечено, что историки той эпохи равно используют

названия гот и еврей , особенно на юге Франции и

278

на испанской границе, где располагались главные еврейские общины; этот регион,

официально называемый Септиманией, часто, кроме того, назывался Готией, и эта

путаница, поддерживаемая сознательно, для многих делала невозможным отличие

между собственно евреями и готами, называемыми евреями. К счастью, некоторые

из них открыто носили семитские имена, которые позволяли их идентифицировать,

например, Бера, свекр Дагоберта, сестра которого вышла замуж за человека по

имени Леви5.

Но ни еврейские имена, носимые Меровингами и вестготами, ни их общая вера в

магическую силу их волос не были достаточными, чтобы по-настоящему

убедительно доказать эту реальную и бесспорную связь.

Зато некая деталь показалась нам в этих обстоятельствах очень интересной, и эта

деталь касалась Салического закона. Королевская династия Меровингов,

вышедшая, как мы видели, из племени франков, сначала подчинялась тевтонским

законам. Приспособив затем эти законы к своим новым нуждам, она узаконила и

кодифицировала его по примеру римлян таким образом, что в конце V в. это право

стало памятником франкского законодательства, известного под именем

Салического закона. Тем не менее, мы настаиваем на том факте, что этот

Салический закон в своей основе был племенным тевтонским законом, то есть

предшествующим появлению римского христианства в Западной Европе В течение

следующих веков оно, впрочем, оставалось официальным правом Священной

Римской Империи, противостоящим церковным законам, провозглашаемым Римом,

и было вплоть до лютеранской реформы причиной яростных нападок со стороны

рыцарей и германского крестьянства по отношению к католической Церкви, которая

открыто их игнорировала.

Целая глава Салического закона-сорок пятая, названная De Migrantibus '-долго

интриговала и интригует до сих пор специалистов по франкским текстам.

Как указывает название, глава содержит статьи и условия, разрешающие

кочевникам ' оседать и получать гражданские права, но по единодушному мнению,

ее источник не был салическим кодексом, а ее происхождение было совсем другим

Но каким же? Были выдвинуты различные гипотезы, и недавно открыли, что этот

текст был прямой производной иудейского права6, и что самое