М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

более древние

фольклорные темы. Мы находим там и таинственный котел воскресения , куда в

сумерках бросали мертвых воинов, чтобы утром на заре они вышли оттуда

ожившими. Котел принадлежит великому Брану, который обладает также огромным

блюдом, на котором без конца появляется пища, какую только пожелаешь - как раз

одна из чудесных сил, приписываемых Граалю. Однако, в конце своей жизни Бран

был обезглавлен, а его голова почиталась как талисман и была перевезена в Лондон,

где за ней признали множество магических способностей, например, удобрять землю

или даже отпугивать захватчиков...

Большинство из этих тем, как мы видим, вновь возникает в романах о Граале, и

чары, припысываемые голове Брана, позже станут приписываться рыцарям Храма

своим таинственным головам-талисманам.

Многие эрудиты прошлых веков и настоящего времени, в частности Джеймс Фрэзер

в своей Золотой ветви , постарались определить языческие источники цикла

романов о Граале. Но, как кажется, никто особенно не заинтересовался странной

манерой, с которой между серединой и концом XII в. языческий миф изменился,

чтобы выкристаллизоваться и прочно утвердиться в христианском мире через чашу,

со

бравшую в себя кровь Христа. И поэтому нам кажется, что здесь в действительности

идет речь о процессе более тонком, чем прививка христианских преданий на древо

языческих легенд.

Во всяком случае, романов, построенных на основе темы Грааля, мистических

воспоминаниях об Иисусе очень много, и их чудеса и феерии до сих пор поражают

воображение и приводят в восторг. Действительно, начиная с 1188 г., когда

произошел разрыв между орденом Храма и Сионской Общиной, фантастический

фейерверк продолжается до того времени, которое можно расположить между 1291 г.

(датой падения франкского государства в Иерусалиме) и 1307- 1314 гг.-период, в

течение которого тамплиеры были уничтожены. Затем - полная тишина до 1407 г.,

когда в Англии за эту тему вновь берется Томас Мэлори в своем знаменитом

произведении Смерть Артура . С тех самых пор и до сегодняшнего дня Грааль не

уходит из всех западных литератур и, наверное, из всех культур, ибо под разными

обличьями он присутствует и в Англии, и во Франции, и в Италии, и в Испании, и в

Германии, и в Норвегии... Дошло даже до того, что во время последней войны

немцы, убежденные в его материальном существовании, решили приступить к

археологическим раскопкам на юге Франции и постараться его найти.1

Во времена Мэлори Грааль уже был чашей с тайной вечери, в которую Иосиф из

Аримафеи собрал кровь Иисуса. По некоторым рассказам, Иосиф из Аримафеи увез

ее в Англию, в Гластонбери; по другим - ее взяла с собой во Францию Магдалина,

как свидетельствуют об этом легенды IV в., намекая на ее побег из Святой Земли и

высадку на берег недалеко от Марселя, где до сих пор почитаются ее мощи. Позже

средневековая литература будет изобиловать этими темами, видя в Магдалине

женщину, которая привезла священный предмет. Наконец, в заключение вспомним

интерес, проявленный Рене Анжуйским к этой чаше, которой, по его утверждениям,

он обладал в XV в. Вернемся к Мэлори и отметим, что он отождествлял Грааль с

кубком и на этой основе выстроил чисто рыцарский роман, из которого по большей

части были исключены мистические и символические аспекты древних легенд.

Но самый древний роман, посвященный этой теме, датируется эпохой около 1188 г.;

он называется Персеваль или сказка о Граале и был написан Кретьеном де Труа,

трувером и клириком двора графов Шампанских.

О Кретьене известно мало, в основном то, что его поэтическая карьера началась при

Марии Шампанской, королеве сверхблестящего двора, богатого молодыми

дарования-

199

ми; именно ей он посвятил большую часть своих произведении, которые, впрочем, не

затрагивали тему Грааля, например, Ланселот, или Рыцарь Телеги и Ивэйн, или

рыцарь со Львом .

Только в последнем его романе появляется еще довольно туманная тема поисков

Грааля. И посвящен он не Марии Шампанской, а Филиппу Эльзасскому, графу

Фландрскому2, и в начале романа Кретьен уточняет, что написан он был специально

для Филиппа, который первым рассказал ему эту легенду. Его героя зовут

Персеваль, сын Вдовы - наименование, напомним, принадлежащее

дуалистическим и гностическим ересям, обозначавшее кого-либо из пророков, либо

самого Иисуса, и которое позже перейдет во франкмасонство.

Итак, покинув свою вдовую мать, Персеваль отправляется ко двору короля Артура.

С ним