М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

сосуд?

Если, как говорит предание, в этом сосуде находилась кровь распятого Христа, то

почему и каким образом надо было приобщать ее к меровингской династии, именно в

эпоху крестовых походов, в момент, когда она носила на голове венец королевства

Иерусалимского, защищаемая орденом Храма и Сионской Общиной?

Кровь Иисуса и кровь Меровингов... На каком неизвестном уровне находится их

связь? Явно очень удаленные одна от другой во времени, пространстве и

историческом контексте, они где-то соединялись, сталкивались или совпадали. Пока

мы на этот вопрос ответить не могли. Однако, кое-что общее между ними

существовало. В этом мы были почти уверены...

Синтез.

Почему мы были первыми, кто произвел синтез этих отношений, так

трудноустановимых, между личностями, датами и несчетным количеством фактов,

принадлежащих то ли мифам, то ли реальности, то ли и тем, и другой? Различные

элементы этого огромного целого существовали в течение столетий, они были более

или менее хрупкими или явными, и всегда рассеянными по разным культурным и

географическим областям, но никто, однако, насколько мы знаем, не догадался

собрать их в связное целое. Почему вдруг такой прокол?

С начала XVIII в. западную культуру и знания, как известно всем, называют эпохой

Просвещения, отмеченной больше аналитическим духом, чем синтетическим. Это и

есть причина того, что сегодня мы видим это безжалостное расслоение знаний по

понятиям отдельных дисциплин и узкой специализации - это знак нашего

времени, проявляющийся во всех областях-культурной или научной, школьной или

университетской.

Литературная традиция следует тем же законам. Она разгорожена, что мы

констатируем ежедневно, на строго отдельные сферы, на закрытые области, четко

определенные специалистами , экспертами , склонными обрабатывать свою

собственную территорию, бросая лишь подозрительный или презрительный взгляд

на участок своего соседа. Межнаучный поиск для них не существует, эклектика

тоже, и они совершенно сознательно отказываются от мысли поискать в другом

месте, недостающую частичку знания...

Эта немного карикатурная, но удручающая картина явно применима и к нашим

собственным поискам. Имея корни,

217

уходящие в самые различные земли и в самые отдаленные эпохи, затрагивающие

человеческие реальности, не имеющие никаких явных связей, общих культур и

образов мыслей априори несовместимых, загадка, которую мы решили разъяснить,

еще задолго до нас возбуждала любопытство многих, которые никогда не были

объединены, но не вызвала углубленных и глобальных исследований.

Работы, посвященные изучению Грааля, многочисленны, серьезны и замечательны

в своем разнообразии, и этот источник, кажется, еще не иссяк; также

многочисленны, серьезны и увлекательны работы, посвященные тамплиерам и

крестовым походам. Однако, в первом случае специалисты- не историки не думали

о том, чтобы искать в эпопее крестоносцев возможные литературные последствия;

во втором- историки, приверженные больше к событиям, описанным на бумаге,

чем к устным преданиям, являющимся источником всех легенд, отбрасывали

романы о Граале, мифы, сказки, символические интерпретации, обыкновенные

плоды мечты и воображения, а следовательно, бесполезные для науки, называемой

точной. Искать историческую правду в романах о Граале? Ересь!.. И, тем не менее,

разве каких-нибудь сто лет тому назад Шлиман не нашел Трою, благодаря

старательному изучению текстов Гомера?

Правда, несколько попыток все же было сделано, чтобы придать правдоподобие

легендам, приписывающим тамплиерам роль мистических хранителей некоего

неопределенного Грааля, но ни одно серьезное доказательство не привело к

серьезным выводам. Тамплиеры были исторической реальностью, Грааль

принадлежал к области фантастики, поэтому они были априори и надолго

несовместимыми.

Подобное отношение XIX и XX вв., очень возможно, было таким же, как и во

времена Средневековья. Действительно, плохо представляется специалист XII в.,

черпающий свои доказательства из многочисленных романов о Граале, так же как

сегодня не известен ни один летописец меровингской эпохи, упомянувший легенды

из артуровского цикла, которые, однако, могли бы быть ему чем-нибудь полезны.

Все эти размышления, впрочем, точно так же применимы к изучению Библии.

Последующие века исследовали, разобрали, разложили на части, разрушили, а потом

восстановили, определили тем или иным образом личность Иисуса в историческом

контексте Нового Завета.