М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

известным и наиболее типичным по

жанру, бесспорно, остается Пар-цифаль Вольфрама фон Эшенбаха, написанный

между 1195 и 1216 гг. И тем не менее, Вольфрам, будучи по происхождению

баварским рыцарем, родился, как нам казалось

потир - большая чаша (церковн)

203

сначала, слишком далеко от мифа, чтобы смочь приняться

за роман со знанием дела. Но вскоре мы изменили свое мнение.

Действительно, сразу же после прочтения первых страниц отдаешь себе отчет в том,

что это единственная достоверная версия истории о Граале. В противовес другим,

эта основана на информации из первых руке-от некоего Киота Провансальского,

который, в свою очередь, получил ее от некоего Флегетаниса.

Вот цитата из текста Эшенбаха по этому поводу:

Если бы кто-нибудь из вас еще недавно спросил меня об этом и рассердился по

причине моего отказа ответить ему, открыть эти тайны, он заслужил бы серьезное

порицание. По примеру Киота, мне надо было их еще скрывать... Но теперь о них

нужно рассказать.

Киот, известный мастер, нашел в Толедо среди брошенных рукописей основу этой

истории, написанную по-арабски. Ему сначала надо было научиться различать

буквы: а, б, в (но он совсем не собирался посвящать себя черной магии)...

Один язычник по имени Флегетанис был очень уважаем за его ученость. Этот

большой знаток природы происходил от Соломона; его родители принадлежали к

одной израильской семье в очень давние времена, когда святое крещение еще не

оберегало людей от адского огня. Это он написал историю Грааля. Флегетанис

родился от отца-араба;

он поклонялся тельцу...

Язычник Флегетанис умел предсказывать исчезновение каждой звезды и момент ее

возвращения... Все земные события определяются движениями светил. Изучая

созвездия, язычник Флегетанис открыл глубокие тайны, о которых он говорил с

трепетом.

Он говорил, что существовал предмет, именуемый Граалем. Это имя он ясно

прочитал по звездам. Войско ангелов положило его на землю. С тех пор о нем

должны были заботиться люди, ставшие христианами, и такие же чистые, как

ангелы. И охранять Грааль призывались только люди, имеющие высокие заслуги.

Киот, мудрый учитель, поискал тогда в латинских книгах, где мог жить народ

достаточно чистый и в достаточной мере склонный к жизни отрешенной, чтобы

стать хранителем Грааля. Он читал хроники королевства Бретань, Франции,

Ирландии и многих других стран, пока в Анжу он

204

не нашел то, что искал. В очень правдивых книгах он прочел историю Мазадана. И

он нашел продолжение его рода14 .

Четыре пункта из этого текста достойны того, чтобы их отметили: первый - это то,

что история Грааля ассоциируется с семьей некоего Мазадана. Второй - важную

роль играет здесь дом герцогов Анжуйских. Третий-то, что оригинальная версия,

кажется, пришла через Пиренеи из мусульманской Испании, а точнее, из Толедо -

важного центра иудейских и мусульманских эзотерических учений; наконец,

последний пункт, но не последний по значимости, состоит в том, что приключения

Грааля имеют еврейское происхождение. Это неожиданно, ведь если Грааль, как мы

видели, это христианская тайна, то почему она была передана посвященными-

евреями и почему еврейские писатели имели доступ к христианским текстам,

неизвестным самим христианам?

Очевидно, что этот текст поднимает первый и серьезный вопрос: кто такие Киот и

Флегетанис? По этому поводу велись многочисленные споры; одни считали, что это

вымышленные персонажи, другие - что они действительно существовали. Что

касается нас, то в пользу наших исследований о тамплиерах мы выбираем вторую

гипотезу, по крайней мере, насчет Киота Провансальского. В самом деле, по нашему

мнению, речь почти наверняка идет о Ги-оте де Провэне, монахе и трубадуре,

жившем в Провансе, который писал любовные песни, сатирические стихи,

направленные против Церкви, и произведения во славу ордена Храма, одним из

глашатаев которого он являлся. К тому же известно, что в 1184 г. по случаю

праздника Троицы он отправляется в Майнц, где в этот день император Священной

Римской Империи Фридрих Барбаросса посвящал своих сыновей в рыцари. На

церемонии, конечно же, присутствовали поэты и трубадуры со всего Христианского

мира, и среди них не мог не быть Вольфрам фон Эшен-бах, рыцарь Священной

Римской Империи. Человек большой культуры, он, по всей вероятности, встречался

с поэтом Гиотом де Провэном, который был счастлив побеседовать с таким

достойным собеседником и, несомненно, доверил ему в символической форме