М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

г., и автор перевода не кажется ортодоксальным иудеем,

ибо он придерживается очень многочисленных дохристианских ссылок. В этой

версии Иосифа Иисус описан как человек, политический революционер и особенно

как царь, который никогда не царствовал16 , имеющий по образу назореев17

черту посередине головы, уточняет текст.

Очень многие и долго опровергали подлинность этого славянского Иосифа . Но мы

с нашей стороны склонны скорее считать его настоящим и видеть в нем перевод

одного или многих экземпляров произведения историка, избежавших уничтожения,

приказанного Диоклетианом, а затем от ярости редакторов Константина. В самом

деле, к этому выводу нас привели многие соображения. Какой интерес и кому

изобретать славянского Иосифа ? Его образ Иисуса-царя был бы с трудом принят

еврейской публикой XIII в.; а образ Иисуса-человека до мозга костей не был бы

принят христианами того времени. И наконец, почему у Оригена, толкователя и

теолога начала III в., существует явный намек на версию произведения Иосифа, где

автор отбирает у Иисуса роль мессии?18 Мы считаем, что, вероятно, именно здесь

надо искать настоящие корни славянского текста Иосифа Флавия.

Гностические сочинения.

Второе восстание против власти Рима, как мы уже знаем, произошло через 60 лет

после первого, между 132 и 135 гг. По окончании его все евреи были изгнаны из

Иерусалима, который стал римским городом. Но уже давно История не

интересовалась более Святой Землей, и мы ничего не знаем о событиях, которые

происходили там в течение последующих двух веков; без сомнения, они не слишком

отличались, от мрачного Средневековья , в которое была погружена вся Европа.

Если большое число верующих евреев и христиан, тем не менее, осталось в

Палестине, вне Иерусалима, то большая часть их пересекла границы Святой Земли,

унося с собой и рассеивая в своем окружении великие принципы своих док-

269

трин. Еврейское население, рассеявшееся по всему миру, переживало вторую

диаспору в своей истории, ибо уже за семь веков до описываемых событий они

бежали из Иерусалима, попавшего в руки вавилонян. Что касается христианства, то

оно тоже вышло на широкие дороги, которые должны были привести его в Малую

Азию, в Грецию, в Рим, в Галлию, Англию и Северную Африку. К сожалению, в

каком бы уголке цивилизованного мира ни появлялась община, там тут же пускала

корни своя версия событий, происшедших около 33 г.; бесчисленные, обязательно

отличающиеся друг от друга, эти рассказы, официально объявленные ересями, могли

только множиться и развиваться повсюду в очень анархической манере, несмотря на

совместные усилия Климента Александрийского, Иренея и им подобных.

Некоторые из этих ересей , согласно общепринятому выражению, исходящие от

очевидцев, заботливо поддерживались набожными и обращенными в ту или иную

форму христианства евреями, другие основывались на легендах и слухах или же еще

на различных верованиях того времени: египетских, греческих или относящихся к

культу Митры. Но в любом случае все они представляли серьезную опасность для

адептов миссии и для еще очень неустойчивой ортодоксии.

О них, однако, мало что известно, кроме более или менее ошибочных сведений,

которые распространялись их врагами. Как сообщают последние, эти ереси тогда

делились на два основных течения: тех, кто считал Иисуса Богом, без каких-либо

человеческих качеств или почти без таковых, и тех, для кого он был всего лишь

смертным пророком, немного похожим на такого, каким был Будда, или каким будет

через полтысячелетия Магомет.

Среди самых первых ересиархов* фигурирует Валентин, уроженец Александрии,

который провел большую часть своей жизни (136-165) в Риме и считал Птолемея

одним из своих сторонников. Претендуя на то, что он располагал кое-какими

секретными сведениями об Иисусе, он отказывался подчиняться римской власти и

иерархии, предпочитая им непосредственную связь с Богом, источник личного

знания, доктрину, противоречащую уже действующей догме, и которая будет

объектом самых яростных обвинений Иренея Лионского.

Назовем также Марциона, автора не менее серьезной ереси. Богатый судовладелец,

ставший епископом, он прибыл в Рим около 140 г., но его учение навлекло на него

отлучение от Церкви, последовавшее четыре года спустя. Действительно, он

осмелился установить радикальное отличие закона от любви , соответственно

относящихся к Ветхому и Новому

ересиарх - глава еретической секты

270

Заветам; мысли, которые