М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

XIX в.

Вагнер черпал вдохновения для своей великой лирической тетралогии Кольцо

Нибелунга . Как всегда, мифы и легенды в ней сплетаются с Историей, но будет

небезынтересным напомнить, что слово Нибелунг обозначало германское племя,

жившее в конце эпохи Меровингов, и что некоторые имена Песни о Нибелунгах --

Зигфрид, Брюнхильда, Кримхильда или Зиглинда - подлинно меровингские. Также

как и многочисленные эпизоды немецкой поэмы относятся к событиям,

происходившим во бремена Меровингов.

Все наводит на мысль о том, что эта эпоха обладала прямо-таки чарующим

воздействием на воображение XII и XIII вв. Во-первых, поэтическая

привлекательность бесчисленных великолепных легенд, хлынувших одновременно

изо всех земель Европы, но также и привлекательность исторических подробностей,

содержащихся в них. Таковы Поиски Святого Грааля , написанные между 1215 и

1230 гг., события которых явно относились к тому, что происходило 454 г. спустя

после воскресения Иисуса.32 Ведь если Иисус, умер в 33 г. н. э., сага о Граале,

следовательно, должна разворачиваться в 487 г., в самом начале меровингской

эпопеи и за девять лет до крещения Хлодвига.

Кроме того, вспомним, что Вольфрам фон Эшенбах и все остальные романы о

Граале вместе с ним располагали двор короля Артура в Нанте, а не в Англии, как мы

довольно долго думали, и действие его поэмы разворачивается в пределах Галлии.

Примем во внимание, наконец, и то, что все средневековые предания рассказывали

о том, что Магдалина привезла Грааль из Иерусалима в Марсель, город, который

тоже расположен в Галлии.

Так, без всякого риска ошибиться, мы могли бы поместить события, поведанные

романами о Граале, во времена Меровингов и в Галлию, на континенте, а не в

Англии, как говорили многочисленные комментаторы этих романов33. Быть может,

уже тогда сам Грааль, а о еа , был связан с

215

королевской кровью меровингской династии, кровью, которую

считали священной и наделенной магической и чудодейственной властью.

Быть может также, романы о Граале в символической или аллегорической форме

рассказывали об определенных событиях меровингской эпохи, встреченных нами -

а почему бы и нет? - в ходе нашего расследования. Например, эта очень древняя

свадьба, после которой родилась легенда о двойном происхождении Меровея; или же

история семьи Грааль, символизирующая тайное выживание меровингского

потомства, королей, потерянных в горах и пещерах Ра-зеса; или же их изгнание в

Англию около конца IX-начала Х вв.; или же эти тайные династические браки,

благодаря которым меровингская лоза, как и древо Грааля, расцветет пышным

цветом в Годфруа Бульонском или в Лотарингском доме. А медведь Артур был

случайно нарисован в виде кельтского или галло-римского вождя, на самом же деле

он был Урсусом , а авторы романов о Граале завладели легендарным и

героическим Артуром из хроник Джефри де Монмауса, чтобы сделать его

проводником некоего предания, совсем другого по смыслу и очень секретного...

Тогда все могло принять новое значение, объясняющее, например, что тамплиеры,

названные Сионской Общиной хранителями меровингского потомства, были

объявлены хранителями Грааля и его семьи... Действительно, если семья Грааль и

меровингское потомство совпадали во времени и пространстве, то не было ничего

удивительного в том, что тамплиеры охраняли ее в эпоху, когда создавались

посвященные Граалю романы, и в их присутствии, следовательно, не было ничего

анахронического.

Соблазнительные гипотезы, в которых феерия легенд сплеталась с исторической

действительностью, в которых потомство Грааля сольется в одну и ту же и

единственную ветвь с потомством Меровея. Да, но...

Если действие романов о Граале разворачивалось в ме-ровингскую эпоху, то они, как

мы уже видели, были связаны с Иисусом, Иосифом из Аримафеи и Магдалиной.

Даже очень тесно связаны, раз Робер де Борон видел в Галааде сына Иосифа из

Аримафеи и раз Поиски Святого Грааля Называли его, как и Иисуса, отпрыском

царя Давида. Впрочем, для многих средневековых писателей имя Галаада было

производным от Гилеада, мистического наименования Иисуса34.

Если Грааль должен быть идентифицирован с меровинг-ским родом, то как он связан

с Иисусом? Как примирить две связи, отдаленные друг от друга четырьмя долгими

столетиями и множеством различий? Какая нить может привя-

216

зывать Грааль, с одной стороны, к эпохе Меровингов, а с другой - к приезду в

Галлию Магдалины, привезшей с собой таинственный