М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

во время распятия. Если он -

любимый ученик , то он присутствует при смерти Иисуса, все тексты об этом

упоминают, и это ему, своему шурину, поручает умирающий учитель свою мать:

Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери

Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се. Матерь твоя! И с этого

времени ученик сей взял Ее к себе (Иоанн, XIX, 26-27).

Эти последние слова цитаты кажутся нам особенно разоблачительными.

Действительно, другие ученики покинули свои дома в Галилее и, таким образом, не

имеют крыши над головой. Но Лазарь-Иоанн, известно, владел бол&шим домом в

Вифании, где Иисус имел обыкновение останавливаться.

С того момента, когда верховные священнослужители решили убить Лазаря, он, как

мы это видели, уже не упоминается под своим именем. В самом деле, можно

проследить

240

за ним до самого конца четвертого Евангелия, скрывающимся под именем

любимого ученика . Доказательством тому последние стихи, предшествующие

заключению, описывающие довольно любопытную ситуацию, заслуживающую того,

чтобы мы на ней остановились. Иисус предсказал только что мученичество Петра,

потом попросил его следовать за собой;

тогда, обернувшись,

Петр видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечери,

преклонившись ¦ к груди Его, сказал: Господи! Кто предаст тебя? Его увидев,

Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он

пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною. И пронеслось это слово

между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но:

если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? (Иоанн, XXI, 20-24).

Текст прозрачен в своей двусмысленности! Любимый ученик будет ждать

возвращения Иисуса, не символического возвращения, вроде второго пришествия ,

но реального момента, когда двое должны встретиться. Иисус, отправив других

своих учеников бродить по свету, вернется к тому, которого любит .

Итак, если любимый ученик - Лазарь, то этот сговор, это сообщничество его с

учителем не беспрецедентно. За неделю до распятия, действительно, Иисус

готовится торжественно вступить в Иерусалим; но, согласно пророчествам Ветхого

Завета, он должен сесть верхом на осла (Захария, IX, 9-10). Значит, нужно добыть

животное, и в Евангелии от Луки Иисус торопит двух учеников отправиться в

Вифанию, где их ждет осел; им достаточно лишь сказать его владельцу:

Он надобен Господу . И события разворачиваются именно так, как предсказывал

Иисус: ученики находят и отвязывают осла, и каждый кричит о чуде. А что здесь

такого необыкновенного? Нельзя ли скорее заключить из этого, что здесь имел место

тщательно разработанный Иисусом и владельцем осла план, и этот человек,

предоставляющий в нужный момент своего осла, возможно, похож на Лазаря?

Для Хуга Сконфилда это почти уверенность14: без ведома других учеников, Иисус

поверил Лазарю детали своего триумфального въезда в Иерусалим. Но такая

организация предполагала наличие кружка близких людей и, если можно так

выразиться, кумовьев - друзей или членов семьи, пользующихся полным доверием

учителя и принятых в его планы. Для Хуга Сконфилда Лазарь, по всей очевидности,

входил в эту группу, как, впрочем, считает в свою очередь и профессор Смит,

настаивая на особом статусе, который имел этот

241

последний со времени своего посвящения и символической смерти в Вифании.

Поэтому, может быть, Вифания и /была предназначена для таинств, возглавляемых

Иисусом, и' этим объясняется то, что это имя много раз встречается в ходе нашего

расследования. Действительно, вспомним, что/Сионская Община назвала Вифанией

свой ковчег в Ренн-яе-Ша-то, и Соньер, явно по ее просьбе, назвал Вифанией

построенную им большую виллу.*

Итак, в конце четвертого Евангелия в этих таинственных стихах мы видим это

сообщничество Иисуса с человеком из Вифании на предмет осла. Согласно тексту,

Иисус просит любимого ученика остаться на месте и подождать его возвращения.

Не должны ли они вместе принять какие-то меры? И не касаются ли эти меры семьи

Иисуса? В самом деле, в момент казни он доверил свою мать любимому ученику, и

если у него были жена и дети, то надо было бы их тоже ему доверить, особенно, если

этот ученик является его шурином,

Согласно преданиям, мать Иисуса умерла в изгнании, в Эфесе, где было написано

четвертое Евангелие; но никто не знает, жила ли она до конца своих дней у ученика.

Что