М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

стороны, Иисус не восхваляет целибат: Разве вы не читали, что Создатель с самого

начала создал мужчину и женщину?.. Так пусть мужчина оставит отца и мать и

прилепится к жене своей, и будут двое единой плотью ,-объявляет он в XIX главе

от Луки. Это, а также древняя еврейская традиция, согласно которой было не только

обычным, но и обязательным избрать путь брачного союза, уже может заставить

предположить, что Иисус, вероятно, тоже был женат. Впрочем, целибат в те времена

сильно осуждался - один еврейский писатель конца I в. даже приравнивает его к

убийству-и за исключением некоторых ессейских общин было также обязательным

для отца семейства найти жену своему сыну, как и обрезать его. Поэтому неженатый

Иисус, обосабливающийся таким образом от своих современников и нарушающий

закон предков, не преминул бы привлечь к себе внимание, и Евангелия говорили бы

об этом, как об особенности, достойной того, чтобы ее отметить. Но нигде .нет

вопроса о возможном безбрачии Иисуса, и это молчание само по себе, по нашему

мнению, составляет достаточно серьезный признак того,, что он был женат, коим не

стоит пренебрегать. Принимая во внимание культурное окружение той

231

эпохи,- пишет также один современный теолог,- совершенно невероятно, чтобы

Иисус не был женат задолго до начала своей общественной деятельности. Если бы он

высказывался за безбрачие, то его речи наделали бы шуму и оставили бы свои

следы в Евангелиях; но их молчание по этому поводу является достойным

аргументом в пользу гиротезы о его браке. В еврейском контексте добровольное

безбрачие было настолько необычным, что пробуждало всеобщее внимание и

обсуждение всех10 .

Титул равви , то есть раввин, часто применяемый к Иисусу в Евангелиях,

усиливает это предположение. Взятый в самом широком смысле, это термин,

очевидно, может означать лишь что-то вроде оратора, берущего слово от своего

имени и для собственного удовольствия. Но высокий уровень образованности

Иисуса, свидетельством чему является его диалог с врачами храма, наводит на

мысль о том, что он был чем-то гораздо большим, чем просто оратор; вероятно, он

практиковал высшую форму религиозного обучения, которая действительно давала

ему право на официальный титул равви . Но в таком случае и если, как считает

некая традиция, Иисус действительно был равви в узком смысле слова, то брак

его становится не только возможным, но безусловным, ибо еврейский закон

определенным образом высказывается по этому поводу: Неженатый человек не

может претендовать на обучение других11 .

Впрочем, в четвертом Евангелии мы находим рассказ о свадьбе. Он нам знаком, ибо

это свадьба в Кане , но, тем не менее, он поднимает ряд определенных вопросов.

Эта сельская свадьба кажется всего лишь скромной местной церемонией, и

новобрачные остаются безымянными. Однако, Иисус на нее приглашен , и это

очень любопытно, так как он еще не начал своей общественной деятельности;

но еще более удивительно присутствие рядом с ним его матери, присутствие

засвидетельствованное, но которое явно не имеет никакого смысла.

Помня рассказ о свадьбе в Кане , некоторые на самом деле считают, что знают его

настолько хорошо, что даже не стоит ему удивляться. И однако перечитаем его,

глядя на него по-новому, и посмотрим на Марию. Она не довольствуется простым

напоминанием сыну о том, что надо наполнить кувшины вином, она просит его об

этом так, что она сама кажется хозяйкой этих мест: И как недоставало вина, то

Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что мне и тебе Жено?

еще не пришел час мой . Но этот ответ не смутил Марию, которая обратилась тогда

прямо к слугам: Что скажет Он вам, то сделайте ,- просит она их. И слуги тотчас

повинуются ей, словно они привыкли получать приказания от Иисуса и его матери.

232

А сам он, кажется, без особой спешки выполняет желание своей матери; здесь, в

самом начале Евангелия от Иоанна, мы присутствуем при первом чуде-

превращении воды в вино. Однако, до сих пор он еще ни разу не проявил своей

необыкновенной силы, и Мария явно не должна была об этом знать. И даже если бы

она о ней подозревала, для чего ей понадобилось устраивать демонстрацию в первый

раз во время достаточно банальной церемонии? Ведь если верить евангелисту, то оба

они всего лишь приглашенные на свадьбу, и не их забота следить за тем, как

подаются кушанья, а их хозяину. Если только... если только в данном случае речь не

идет о свадьбе самого Иисуса-тогда