М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

или аркадийские корни - это все детали, но они вовсе не противоречат

друг другу. Во всяком случае, Гомер считал, что в осаде Трои принимали участие

многие аркадийцы; и древнегреческие историки тоже сообщали о каком-то племени,

пришедшем из Аркадии. Мимоходом отметим, что в этих местах медведь раньше

считался священным животным и был предметом таинственного культа и

ритуальных жертв4. Название Аркадия , впрочем, происходит от аркадес , что

значит медвежий народ , и древние аркадийцы утверждали, что являются

потомками Арка-са, божества земли, имя которого переводится как медведь .

Наконец, из греческой мифологии мы узнаем, что Аркас был сыном нимфы

Каллисто, очень похожей на охотницу Артемиду. Сегодня Каллисто знакома нам по

очертаниям созвездия Большой Медведицы, а Аркас-Малой Медведицы.

Подобное же положение занимал медведь и у сикамб-ров-франков, предков

Меровингов. Как и древние аркадийцы, они поклонялись ему в виде Артемиды, или,

точнее, ее галльской сестры Ардуины, божества Арденн, культ которой' существовал

задолго до средних веков. Одним из главных центров таинств Ардуины был

Люневиль, расположенный недалеко от двух местностей, которые нам уже знакомы:

это Стенэ и Орваль, где до 1304 г. католическая Церковь обнародовала приказы,

запрещающие культ языческой богини5.

Особые тотемические и магические силы, признаваемые за медведем в этих

меровингских Арденнах, вполне объясняют то, что имя Урсус ( Ursus ) -

медведь по-латински- было дано документами Общины всей королевской

династии. Но самый поразительный факт - это то, что по-галльски слово медведь

произносится арт ( arth ), откуда и происходит имя Артур ( Arthur ). Но так как

мы не можем долго следовать по этой дороге и отклоняться от нашей темы, то

ограничимся пока констатацией того, что знаменитый король Артур был

современником Меровингов и также принадлежал к тому же мистическому циклу о

медведе.

167

Приход снкамбров в Галлию.

В начале V в. нашествие гуннов на Европу повлекло за собой широко

развернувшуюся миграцию. Именно в эту эпоху сикамбры перешли Рейн, вошли в

Галлию и обосновались на территории современной Бельгии и на севере Франции в

районе Арденн. Сто лет спустя эта область стала называться королевством

Австразия, в центре которого находилась современная Лотарингия.

Не стоит думать, что сикамбры вошли в Галлию подобно орде варваров. Их

появление не было отмечено никакой суматохой, никакими жестокостями, как это

часто бывало. Напротив, они наилучшим образом слились с местным населением. В

течение веков язычники-но не дикари-поддерживали с римлянами прекрасные

отношения, зная и применяя у себя их нравы, обычаи и принципы управления, и

некоторые из них добивались званий офицеров императорской армии, а в некоторых

случаях становились даже римскими консулами: Поэтому в данном случае ни о

каком нашествии не может быть и речи, здесь имела место мирная ассимиляция. И

когда в конце V в. рухнула Римская империя, совершенно естественно, что сикамбры

заняли вакантное место, не прибегая к насилию, но уважая древние обычаи. Таким

образом, общественный строй государства первых Ме-ровингов мало отличался от

Римской империи, и управление Галлией просто перешло в другие руки.

Меровей и его потомки.

Имя Меровей носят две исторические личности, и поэтому трудно определить

точно, который из двух родился от легендарного морского чудовища. Действительно,

известно, что один Меровей, вождь племени сикамбров, жил в 417 г., сражался

вместе с римлянами и умер в 438 г., говорят даже, что он посетил Рим, где произвел

сенсацию, проезжая верхом на коне по загроможденным улочкам столицы империи с

развевающимися на ветру длинными волосами.

Потом, в 448 г., сын первого Меровея, носящий то же имя, был провозглашен в

Турнэ королем франков и царствовал в течение последующих десяти лет до самой

своей смерти. Первый монарх объединившегося франкского народа и, в силу своего

знаменитого двойного рождения - или в силу некой действительности, которую он

символизировал,- он дал свое имя династии, которую основал.

При его наследниках франкское королевство продолжает процветать, но не в

примитивном и варварском смысле этого

168

слова, как можно себе вообразить, а напротив - это была цивилизация, сравнимая в

некоторых аспектах с Византией, и уровень ее развития был гораздо выше, чем во

Франции, спустя каких-нибудь пятьсот лет, во время правления последних монархов

Средневековья.