М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

большой успех на всем Западе, потому, вероятно, что он

казался более соответствующим идеальному представлению о высшей

божественности.

Собор в Никее осудил арианство в 325 г., и, однако, Константин, особенно на склоне

своих дней, не скрывал своих симпатий к этой еретической доктрине. Так же было и

с его сыном Констанцием, инициатором многочисленных соборов, результатом

которых было изгнание для многих вождей православной Церкви. В 360 г. арианство

было близко к тому, чтобы окончательно сместить римское христианство, прежде

чем быть снова осужденным официально в 381 г. Однако, влияние его не

прекращало распространяться, и когда в V в. Меровинги пришли к власти,

епископства христианского мира были либо вакантными, либо арианскими.

Готы, язычники, обращенные в арианство в IV в., считали себя его самыми ярыми

сторонниками; свевы, аланы, лангобарды, вандалы, бургунды и остготы тоже были

арианами, как, впрочем, и вестготы, которые в 480 г. разграбили Рим и разрушили

все христианские храмы. Если накануне пришествия Хлодвига первые Меровинги

были готовы принять какую-нибудь религию, то это, конечно, было христианство

Ария, которое исповедовали их ближайшие соседи - вестготы и бургунды.

Впоследствии христианство стало полновластным хозяином в Испании, в Пиренеях

и на юге Галлии, где нашла себе убежище семья Иисуса. Следовательно, вполне

уместно думать, что благодаря законам вестготов-ариан, ей нечего было бояться

никаких преследований, и что она, наоборот, смогла бы породниться с местной

знатью, прежде чем слиться с франками, чтобы породить Меровингов. Этому,

впрочем, существует доказательство-некоторые семитские имена в вестготской

королевской семье, например, Бера, отец второй жены Дагоберта II, имя, которое

много раз возвращается в

276

вестготско-меровингскую генеалогию, пошедшую от Дагоберта II и Сигиберта IV. Со

своей стороны, Церковь также считала, что сын Дагоберта был обращен в

арианство2,-гипотеза вполне правдоподобная, ибо, несмотря на пакт, подписанный

Римом и Хлодвигом, все Меровинги благосклонно относились к этой религии, а

Хильперик, между прочим, никогда не пытался скрыть своего к ней отношения.

Если арианство не было враждебно иудаизму, то оно не было враждебно и исламу,

который в VII в. пронесся словно метеор по небу религий. Как для первого, так и для

второго, Иисус, упоминаемый в Коране более тридцати раз, был ни кем иным, как

пророком, таким же, как Магомет, глашатай и посланник высшего Бога, но

совершенно человеческое существо. Наконец, как Василид и Мани, Коран открыто

заявляет, что Иисус не умер на кресте: ... Они не убили его и не распяли, но на их

глазах его заменили двойником3 . И некоторые мусульманские комментаторы

исламского текста добавляют, что Симон из Сирены занял его место на кресте;

другие упоминают событие, пережитое Иисусом, который присутствовал в качестве

зрителя при распятии другого, спрятавшись за выступом стены,- версия,

совпадающая с той, что изложена в рукописях Наг Хаммади.

Иудаизм и Меровинги.

Не нужно уточнять, с какой силой и с каким убеждением, будь то ценой кровавых

расправ, все вышеназванные ереси ^утверждали человеческую и смертную природу

личности Иисуса. Но ни те, ни другие никогда не были в состоянии формально

доказать свои утверждения. Кроме намеков, встречающихся в рукописях Наг

Хаммади, ничто в действительности не могло в бесспорной манере показать

возможность наличия прямого потомства Иисуса. Конечно, можно было бы, и не без

причины, предположить также, что некоторые очень древние документы, архивы

или генеалогии систематически уничтожались в ходе многочисленных расправ,

учиняемых над теми, кто пренебрегал авторитетом Рима; даже насилие и ярость

Церкви по отношению к ним, не подчеркивали ли они ее страх через посредство

подобных отклонений увидеть, что на свет выходят некие неудобные для нее

истины, прежде чем убедить и воссиять?..

Что касается нас, то у нас было все также не больше средств найти доказательство

существования прямой связи Иисуса в I в. и Меровингами в IV в.- время, когда они

появились ч Истории. Следовательно, нам надо было снова искать в самом зачатке

этой династии.

277

Но и тут, на первый взгляд, жатва не обещала быть обильной. Конечно, имело место

рождение легендарного Меровея, двойное происхождение которого, безусловно,

символизировало союз двух династий; но это заморское чудовище , эта рыба, была

ли она заключительным доказательством? Имеется