М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

вдохновлено Евангелием от Марка. По поводу Матфея заметим, что

он был настоящим евреем, быть может, изгнанным из Палестины, и которого не

надо путать с учеником Иисуса, носившим то же имя и жившим до него.

Наконец, что касается Евангелий от Марка, Луки и Матфея, напомним, что их

называли синоптическими в силу характеризующего 'их сходства, подобия,

которое можно заметить сразу, проводя параллельное сравнение колонок текста.

Действительно, все три кажутся имеющими бесспорное общее происхождение,

устное либо письменное, но в последнем случае - исчезнувшее со времен их

редактирования.

Евангелие от Иоанна имеет другие источники и во все> пунктах отличается от трех

предыдущих. О его авторе неизвестно ничего, и в самом произведении на это ничто

не указывает, и только во II в. церковные предания назвали еп) Иоанном. Это

четвертое и последнее Евангелие было написано, вероятно, сразу же после 100 г. в

окрестностях греческого города Эфеса, и в нем содержатся характеристики,

представляющие огромный интерес.

Этот текст гораздо более мистический, чем другие, он окрашен некоторым

гностицизмом. Он не сообщает ничего (> рождении Иисуса; синоптики настаивают на

его деятельности в Галилее гораздо больше, чем на Событиях, происшедший на юге

Палестины, а Иоанн мало рассказывает о начале общественной деятельности

Иисуса, зато уделяет больше внимания его присутствию в Иудее, и особенно в

Иерусалиме. В противовес Матфею, Марку и Луке его рассказ о распятии, кажется,

основан на свидетельстве из первых рук, и, кром? того, он описывает некоторые

события, не фигурирующие ? первых трех Евангелиях: свадьба в Кане, беседа с

Никодимом, появление Иосифа из Аримафеи, воскресение Лазар^ (изъятое, как мы

уже знаем, из текста Марка).

На основе этих констатации многие комментаторы склоннь! думать, что Евангелие

от Иоанна, несмотря на его более позднее написание, быть может, является самым

достоверным и? четырех. В нем автор не только знает предания об Иисусе, н?

которые ссылаются синоптики, но он использует особые и неизвестные другим

источники; во всяком случае, кажется, чт(1 он очень точно и лично знаком с

ситуацией в Иерусалиме дс> бунта 66 г. За последним Евангелием,- признает один

и? этих комментаторов,-стоят древние предания, независимые of других

Евангелий7 ; и другой, ибо это не единственное мнение:

Евангелие от Иоанна, несмотря на его более позднее написание и отличную от

Марка хронологию, кажется основанный на более древних и, вероятно, более

достоверных преданиях8 .

Мы тоже разделяем это мнение. Текст Иоанна, конечно, подвергся таким же

изменениям, что и тексты его предшественников, но в последнем анализе он

остается самым верным и самым близким к истине. И именно он даст на^

доказательства, в которых мы нуждаемся, для того, чтобь! подтвердить нашу

гипотезу.

Семенное положение Иисуса.

Будучи далекими от желания дискредитировать Евангелия, мы имеем только одно

желание: подвергнуть их строжайшей критике с целью отделить истинное от

ложного и постарать^

230

ся найти за оболочкой сказки следы исторической действительности, которая,

безусловно, послужила ей основанием. В этом случае нам нужно было сначала

поискать элементы, позволяющие сделать выводы о том, что Иисус был женат на

женщине, названной Магдалеянкой . Конечно, эти элементы проявляются не

очень четко; мы должны были искать их между строк, за намеками и

недоговоренностями, за теми или иными противоречивыми, ничего прямо не

говорящими деталями; в безликом забвении и неких необъяснимых опущениях. Что

же мы тогда откроем? Естественно, не формальные дйказательства этого брачного

союза, но, может быть, совокупность достаточно обоснованных обстоятельств,

способных показать, что таковое событие вполне логично могло бы иметь место.

Сразу же мы оказались перед некоторым количеством вопросов, первый из которых,

и самый важный, состоял в следующем:

1) Существует ли в Евангелиях свидетельство, говорящее в пользу возможной

женитьбы Иисуса?

Нет, ни одного, и это очевидно, но также нет ни одного, говорящего о противном, и

это очень удивительно, как это подчеркивал профессор Геза Вермеш из

Оксфордского университета: Евангелия хранят полное молчание по поводу

семейного положения Иисуса... Речь идет о необычной в древнееврейском мире

ситуации, которая заслуживает особого исследования9 . Ведь из Евангелий известно,

что большое число его учеников, например, Петр, были женаты, и что, со своей