М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

эту неспешность, которую Иисус, кажется, проявляет, чтобы

отправиться в Вифанию?

Профессор Мортон Смит считает, что перед нами действительно разворачивается

действие одного из таинств посвящения, многочисленных в Палестине во времена

Иисуса. Эти таинства включали в себя ряд символических ритуалов, среди которых

фигурировали смерть и воскресение , недолгое времяпрепровождение в

могиле-прелюдия к возрождению; затем следовал ритуал, ставший сегодня

крещением- символическое погружение в воду, потом бокал вина - сим-

238

вол крови пророка или мага, возглавляющего церемонию. Ученик делил с ним

содержимое бокала в знак совершенного мистического союза, в котором и тот, и

другой, учитель и посвященный, составляли отныне единое целое. В самом деле,

здесь мы находим характерные черты христианского крещения, установленного св.

Павлом, и тайной вечери Иисуса и его учеников.

Жизнь Иисуса, продолжает профессор Смит, напоминает, впрочем, очень близко

жизнь многочисленных магов и знахарей, которые ходили тогда по дорогам и

городам Ближнего Востока12: тайные сборища, тихие беседы с чудом исцеленными,

приказ ничего не разглашать и привычка говорить исключительно параболами и

аллегориями постоянно отмечали их поступки.

Именно с этой стороны вполне возможно, что Лазарь во время пребывания Иисуса

на берегах Иордана мог оказаться вовлеченным в посвященческий ритуал,

конечным этапом которого было символическое воскресение после

предварительного пребывания в гробу. Желание учеников принять участие в этом

ритуале умирая с ним теперь понятно, как понятна и безмятежность Иисуса,

узнавшего о предполагаемой смерти Лазаря. Правда, Марфа и Мария кажутся

глубоко смущенными, либо плохо поняв, либо неправильно истолковав это событие.

Во время посвящения мог иметь место какой-нибудь инцидент, если только речь не

шла о ловкой инсценировке, известной лишь нескольким близким друзьям.

Посвящение, особенная дружба... Лазарь беседует с Иисусом гораздо больше, чем с

другими учениками - это, конечно, исключительные узы; и ученики, ревновавшие,

быть может, попытались присоединиться к нему во время таинственного ритуала.

Но почему Лазарь является единственным его участником? Почему неизвестный

никому до сих пор и единственный из его приближенных, он пользуется у учителя

такой неслыханной милостью? Почему век спустя еретики-карпократийцы придали

этому рассказу такое большое значение? Почему Климент Александрийский изъял

его из Евангелия от Марка? Не потому ли, что Иисус любил Лазаря больше, чем

кого-либо другого? Или из-за тесных родственных уз, которые подразумевались

между ними? Или же по обеим причинам одновременно? Все равно, четвертое

Евангелие точно высказывается на этот счет, ибо, когда Иисус возвращается в

Вифанию и оплакивает или притворяется оплакивающим смерть своего друга,

свидетели этой сцены восклицают, подхватив слова посланника: Смотри, как Он

любил его! (Иоанн, XI, 36).

Вспомним, что автор четвертого Евангелия, единственного, где фигурирует эпизод с

воскрешением Лазаря, никогда не

239

называет сам себя. Он говорит не об Иоанне , но т^ого

раз о любимом ученике , о том, кого Иисус любил ^ позволяя таким образом

думать, что он был избранном и пользовался ласковым отношением учителя. Это

его, единственного, увидим мы выслушивающим откровения Иисуса во

время последнего застолья:

Один же из учеников Его, которого ^любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему

Симой Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором го ворит. Он, припав к

груди Иисуса, сказал Ему:

Господи! Кто это? Иисус ответил: тот, кому Я, об макнув кусок хлеба, подам. И,

обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту (Иоанн, XIII, 23-28).

Итак, кто мог быть этим любимым учеником , на котором основаны все

свидетельства четвертого Евангелия, если не Лазарь собственной персоной,

которого любил Иисус ? И возможно, что двое со ставляли одного человека, и тогда

под именем Иоанн скрывался Лазарь? Во всяком случае, к та кому выводу пришел

Уильям Броунли, сведущий в вопросах изучения Библии и большой специалист по

рукописям Мертвого моря. Для него не суще ствует никаких сомнений: Со всей

ясностью из четвертого Евангелия вытекает, что любимый уче ник-Лазарь из

Вифании13 .

Для нас же на новом этапе наших заключений кое-какие несообразности находят

свое объяснение. Сначала странное исчезновение Лазаря из Еванге лических

рассказов и его не менее озадачивающее отсутствие