М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

кое-

какие секретные сведения о Граале...

Что касается Флегетаниса, то все заставляет нас верить, что если Киот

Провансальский существовал в действительности, то и он тоже должен был

существовать. В крайнем случае, всегда можно думать, что либо Эшенбах, либо Гиот,

либо оба вместе придумали его со всеми его характерными чертами с вполне

определенной целью.

205

В своей истории о Граале Вольфрам фон Эшенбах важное место отводит

тамплиерам, ибо они являются хранителями Грааля и его семейства. Конечно, здесь

вполне может идти речь о той свободе, которой в ту эпоху пользовались поэты, не

слишком требовательные к хронологии, но не следует забывать о том, что и

Перлесваус содержал много намеков на тамплиеров. Было бы очень удивительно,

если бы автор Перлесвауса и автор Парцифаля были бы оба виноваты в одном и

том же несоблюдении хронологии; зато более вероятно то, что, приобщая так явно

орден Храма к тайнам Грааля, они оба пытались заставить нас что-то понять. Ведь

если тамплиеры были представлены как хранители Грааля, то это значит, что он

существовал не только во время короля Артура, но и в эпоху крестовых походов,

когда были написаны романы. Следовательно, Грааль не принадлежал только

прошлому. Он был также частью современной действительности, и именно это

сообщение было общим для обоих романов.

Как мы видим, фон в поэме Эшенбаха имеет очень большое значение, и роль

тамплиеров, так же как и личности Киота и Флегетаниса могли бы - по крайней

мере, мы на это надеялись - прояснить тайну Грааля. Но, к сожалению, ничего

полезного в тексте Парцифаля на этот счет мы не нашли: автор утверждает,

описывает, но в конечном счете никогда ничего не объясняет, довольствуясь только

тем, что настаивает на серьезности своего произведения, являющегося неким

подобием посвященческого документа в сравнении с фантастической сказкой,

придуманной Кретьеном де Труа. Тайны Грааля, напоминает он без экивоков,

скрывают различные явления действительности, спрятанные за внешними

проявлениями; нужно уметь читать между строк, ибо то, что там скрывается, может

иметь серьезные последствия; но нужно также быть достойным этого, ибо Грааль

открывается не всем. Это-тайна, и он должен оставаться тайной:

... Ибо никто не может найти Грааль, не будучи так любим Небесами, что они сверху

указывают на него, чтобы принять в свое окружение15... . Его охраняют те, на кого

указал сам Бог16 ... Что же такое Грааль для Вольфрама фон Эшенбаха? Во-первых,

и в особенности, это таинственный предмет, едва замеченный Кретьеном де Труа:

... Она была одета в аравийские шелка. На зе'-леном бархате она несла такой

величественный предмет, равного которому не нашлось бы даже в Раю,

совершенную вещь, к которой нечего было прибавить и которая одновременно

являлась корнем и цветком. Этот предмет называли Граалем. Не бы-

206

ло на земле такой вещи, которую бы он не пре восходил. Дама, которой сам Грааль

поручил нести себя, звалась Репанс де Шой (Repance de Scnbye- <Не знающая

гнева ). Природа Грааля была такова, что тот, кто о нем заботился, должен был

быть человеком совершенной чистоты и воздерживался от всякой вероломной

мысли17 . Затем он становится неким подобием рога изобилия, заключающем в себе

все счастье и все радости мира:

Сто пажей получили приказ явиться с почте-

нием к Граалю и собирать хлеб, который они за тем уносили, завернув в белые

салфетки... Мне рас сказали и я повторяю вам..., что у Грааля сотра пезники

находили все кушанья, какие они могли

только пожелать, готовые совершенно к употребле-

нию...

Но, скажут мне те, кто меня слушает, никогда на земле не было видано ничего

подобного. Не* нужно ни в чем сомневаться. Ибо Грааль-это цве ток всякого

счастья; он приносит на землю такую полноту благодеяний, что его заслуги были

почти равны тем, каковые можно увидеть лишь в Царст вии Небесном18 . И здесь

все еще речь идет о земном, материальном и

без специфической власти предмете. Но позже Парцифадь

услышит из уст своего дяди-отшельника совершенно иное

определение Грааля, несущее в себе отзвук гностической

мысли;

Доблестные рыцари живут в замке Монсальваж, где охраняют Грааль. Это

тамплиеры, которые часто уезжают в далекие края на поиски приключений. Каков

бы ни был исход их битв, слава или унижение, они принимают его с открытым

сердцем, как искупление их грехов... Все, чем они кормятся, приходит к ним от

драгоценного камня, сущность которого-чистота...