М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

при распятии присутствовала Магдалеянка, а

не Мария из Вифании. Однако, если последняя была верной ученицей, каковой она

казалась, то ее отсутствие в этот ужасный момент-смерти учителя через

распятие-не кажется ли непонятным, если не

236

скандализирующим? Или же она присутствовала, но под другим именем-Марии из

Магдалы, о которой говорится в Евангелиях? Если одна и та же женщина

представляет двух, то, гипотетически, конечно, все объясняется, и в таком случае,

Мария из Вифании могла присутствовать при распятии.

Отождествленная с Марией из Вифании, Магдалеянка также могла быть женщиной,

омывшей ноги Иисуса благовониями, и, наконец, как в четвертом Евангелии,

Марией, сестрой Марфы и Лазаря, причем это подтверждается достаточно четко и

два раза. Сначала в главе XI, 1-2:

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра

ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа

миром и отерла ноги Его волосами своими .

И второй раз в следующей главе:

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший,

которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили ему вечерю, и Марфа служила,

и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого

драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом

наполнился благоуханием от мира* (Иоанн, XII.1-3). Из этих двух цитат видно, что

Мария из Вифании и та, которая омывает его благовониями, бесспорно, являются

одним лицом и, очень возможно, той же женщиной, что и Магдалеянка. Если Иисус

был женат, то он, следуя логике, был женат на женщине, много раз появляющейся в

Евангелиях под тремя именами и в трех различньис ролях.

Любимый ученик.

3) Если Мария из Магдалы и Мария из Вифании являются одной и той же

женщиной, женой Иисуса, то Лазарь приходится ему шурином. Имеются ли в

Евангелиях следы этой родственной связи?

Ни Лука, ни Матфей, ни Марк не упоминают о воскресении Лазаря, но мы уже

знаем, что этот рассказ был изъят из первоначального текста Марка по совету

Климента Александрийского. И только благодаря четвертому евангелисту, Иоанну,

потомки узнали об этом событии из жизни Иисуса. Кажется, что Лазарь

рассматривается как очень дорогой друг учителя, более близкий ему, чем его

собственные ученики- независимо от воскресения,- и однако, что любопытно, он

не принадлежит к узкому кругу его самых близких друзей.

237

В противовес ученикам, Лазарю тоже будет угрожать опасность, осведомляет нас

Иоанн, когда знатные священнослужители решат избавиться от Иисуса и убить того

вместе с ним. Помогал ли он учителю в его деятельности больше, чем сами его

ученики, и совсем другим способом, не принадлежа к его близкому окружению, где о

нем никогда не упоминается? И нужно ли видеть в угрозе ему возможную причину

его отсутствия в день распятия, отсутствия, по меньшей мере, удивительного, для

человека, вернувшегося к жизни, благодаря Иисусу?

Почему, наконец, эта смущающая деталь затем навсегда исчезла из Евангелий? Если

только... Но сначала попробуем немного прояснить этот момент, восстанавливая

факты:

Пробыв три месяца в Вифании, Иисус удаляется вместе с учениками на берег

Иордана, куда посланник приносит ему весть о болезни Лазаря. Посланник не

называет имени, он говорит только, как будто сообщает о хорошо известном

человеке: Господи, тот, которого Ты любишь, болен . И у Иисуса в этот момент

интересная реакция: вместо того, чтобы поспешить к этому человеку, которого он

любит , чтобы помочь ему, он, кажется, напротив, принимает эту весть спокойно,

если не сказать с некоторым безразличием. Эта болезнь не к смерти, но к славе

Божией, да прославится через нее Сын Божий (Иоанн, XI, 4). Что касается его

отношения, то оно смущает нас не меньше, ибо он пробыл два дня на том месте, где

находился , не беспокоясь явно о здоровье больного.

Наконец, он решает вернуться в Вифанию, объявляя своим ученикам: Лазарь, друг

наш, уснул; но Я иду разбудить его . В этот момент, уточняет Иоанн, Иисус говорит о

смерти, и действительно, через несколько стихов он повторяет:

Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но

пойдем к нему . На что Фома, называемый Близнец , отвечает, обращаясь к

другим ученикам:

Пойдем и мы умрем с ним (Иоанн, XI, 16). Что означают эти слова? Если Лазарь

умер, ученики, во всяком случае, не имеют коллективного желания также умереть!

Как же объяснить