М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

события действительно имели

место11

Дагоберт II родился в 651 г., он был наследником королевства Австразия, но когда

спустя пять лет умер его отец, их майордом Гримоальд похитил мальчика, чтобы

помешать ему взойти на трон. Напрасно повсюду искали ребенка, и нетрудно было

убедить двор в его смерти. Ссылаясь на волю покойного монарха, Гримоальд тут же

предложил выбрать новым королем его собственного сына. Хитрость удалась,

причем не только с вельможами, но и с матерью Дагоберта, которая отдала всю

власть в руки честолюбивого майордома.

Однако настоящий наследник трона не умер. В действительности, Гримоальд не

захотел его убивать, а отдал его епископу города Пуатье, который, в свою очередь, не

желая совершать преступления, отправил его в Ирландию. Так, свое детство

Дагоберт провел в монастыре Слана12 близ Дублина, где он получил лучшее

образование, чем ему могли дать во Франции. Между прочим, легенда рассказывает,

что в Ирландии он отправился ко двору Верховного Короля Тары и по-

174

знакомился с тремя принцами из Нортумбрии , воспитанными также сланскими

монахами. В 666 г. он женится на кельтской принцессе Матильде; затем покидает

Ирландию, едет в Англию и устраивается в Йорке, в королевстве Нор-тумбрия, где

подружился с епископом Уилфридом, который стал его советником.

В то время между кельтской и римской Церковью существовал раскол: первая

отказывалась признавать авторитет второй. Уилфрид, заботившийся о единстве и

пытавшийся привести заблудших овец к материнской груди, уже успел добиться в

этом некоторого успеха на совете в Уитби в 664 г., и, может быть, в этих условиях

его дружба и интерес к юному Дагоберту не имел никакой задней мысли. В то время

союз Меровингов с Римом, установленный полтора века назад Хлодвигом, несколько

ослаб, и Уилфрид, верный сторонник Рима, считал своим долгом помочь ему

укрепить его первенство в Англии и на континенте: в ближайшем будущем Дагоберт

мог вернуться во франкское королевство и потребовать себе трон Австразии; будучи

у себя дома, он также мог согласиться взять в руки меч, чтобы оказать поддержку

Церкви. То есть епископ был настолько мудр, что уже сейчас хотел обеспечить для

себя его лояльность.

В 670 г. принцесса Матильда, жена Дагоберта, умерла, дав жизнь их третьей дочери,

и Уилфрид, не теряя времени, под-искал некоронованному монарху другую жену.

Если в первый раз в женитьбе Дагоберта играли роль мотивы династического

порядка, то во второй раз они были еще сильнее, ибо он женился на Гизеле из Редэ,

дочери Беры II, графа Редэ, и внучке Тулки, короля вестготов13...

По этому поводу напрашивается много размышлений, на первый взгляд, очевидных

и не лишенных интереса. Во-первых, королевская кровь вестготов с тех пор должна

была смешаться с кровью Меровингов; затем, благодаря этой связи, которая

устанавливала границы государства в Арденнах и Пиренеях, зарождался образ той

Франции, которую мы знаем сегодня. Наконец, и что особенно важно, эта связь

помещала вестготов, исповедовавших арианство, в сферу деятельности римской

Церкви.

Итак, в 671 г. Дагоберт женился на Гизеле, возвратившись на континент. Судя по

рассказам современников, свадьба состоялась в Редэ-Ренн-ле-Шато,- в резиденции

юной принцессы Разесской, и в церкви св. Магдалины, на месте которой спустя

много веков должна была подняться церковь Беранже Соньера. У Дагоберта уже

было три дочери от первого брака, но не было наследника, и вот вторая жена родила

современный Нортумберленд (прим. перев.).

175

ему еще двух дочерей, а затем, в 676 г., сына, Сигиберта IV,- в это время Дагоберт

уже снова был королем.

В течение трех лет после свадьбы Дагоберт, казалось, ждал в Ренн-ле-Шато своего

часа, наблюдая издалека за своими северными владениями до 674 г., когда

представился благоприятный случаи. При помощи матери и советников он

отправился в Австразию, потребовал королевский венец и был официально

провозглашен королем. Уилфрид, епископ Йорк-ский, бесспорно, сыграл большую

роль в этом событии, а также и другой персонаж, которому История уделила мало

внимания - святой Аматус, епископ Сьонский из Швейцарии14.

Сев на трон, Дагоберт не стал королем-бездельником, но, напротив, показал себя

достойным наследником Хлодвига. Быстро осврившись, он укрепил свою власть,

положил конец анархии в королевстве и затем положил все силы на то, чтобы

установить в нем порядок. Он правил жестко и подчинил себе бунтующую знать,

достаточно сильную в экономическом