М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

поэтапно ведут

посвященного к более высокому уровню сознания и знания. Эти этапы могут быть

по-разному воспроизведены, но они скрывают одну и ту же единственную

реальность. Так, Тиферет - степень этого посвященческого действия, когда

индивидуум, покидая мир форм, проникает в мир абстракций, возвышается над

своим я , выражаясь современным языком; Убивая свое я , жертвуя им в какой-

то степени, он превосходит свою собственную личность, чтобы возродиться в другом

мире, в мире совершенных гармонии и единения; христианская адаптация

кабалистической науки ассоциирует этот Тиферет с личностью Иисуса.

Во времена Средневековья многие специфические символы были связаны со

степенью Тиферет кабалистического посвящения. Среди них фигурируют

отшельник, проводник или старый мудрец, король, ребенок, принесенный в жертву

бог30, к которым позже добавятся усеченная пирамида, куб, красный крест.

Бесполезно уточнять явные связи, существующие между этими аллегорическими

знаками и романами о Граале; например, старый и мудрый отшельник, дядя

Парцифа-ля, или Персеваля, и его духовный проводник; куб-возможный камень*

фон Эшенбаха; и особенно, как бы за различными проявлениями Грааля в

Перлесваусе - последовательные этапы посвящения в степень Тиферет .

Таким образом, можно видеть, что Грааль и Кабала сближаются в одном и том же

индивидуальном действии, стремящемся к совершенству. Грааль, вначале

являющийся христианским символом, мало-помалу превратился в символ

еврейский31.

213

...Где мы играем со словами...

Итак, юный рыцарь в течение серии испытаний на прочность посвящается в тайну

исключительной важности. Эта тайна находится под охраной ордена - рыцарского

на первый взгляд, но также связанного с этой особенной семьей. То ли в результате

брачного союза, то ли по праву наследования, то ли по обеим причинам

одновременно, герой становится сеньором Грааля и его мира ...

Вот вкратце основная сюжетная линия романов о Граале, и снова мы должны

констатировать значение, которое придается понятиям рода и наследства, потомства

и генеалогии. Также удивительно видеть, что эти скорее абстрактные понятия

сталкиваются и пересекаются с некоторыми историческими реалиями нашего

расследования, например, с домом герцогов Анжуйских, с Гиллемом де Желлоном

или, опять же, с Годфруа Бульонским. В этих условиях можем ли мы предположить,

что Сионская Община или Ренн-ле-Шато тоже связаны с Граалем? Неужели мы, не

подозревая об этом, идя по следам Персеваля, вели наши собственные поиски

современного Грааля? К какому удивительному открытию мы приближались? Куда

же, наконец, увлекал нас Святой Грааль ?

Saint Graal... San Graal... разные названия одного и того же и единственного символа;

выражение Sangraal или, как у Мэлори, Sangreal одинаково часто употреблялось

в первых версиях романов, ему посвященных. Но, если правильно расчленить это

слово, как оно не было расчленено в последующих версиях, мы получим уже не San

Graal , a Sang Raal или Sang Real , что на. современном языке означает ни что

иное, как Sang Royal - королевская кровь ... '

Итак, мы снова вернулись к понятию потомства, королевского потомства, и Грааль,

являясь кроме всего прочего, чашей, мог содержать в себе кровь, кровь какого-то

рода. Но о чьей крови шла речь и о каком роде?..

Потерянные короли и Грааль.

В одно время с романами о Граале во Франции и в Германии конца XII в. и начала

XIII в. появлялись другие и многочисленные произведения, ставшие такими же

знаменитыми. Таковы Тристан и Изольда - шедевр великого эльзасского поэта

Готфрида Страсбургского, Эрек и Энида Кретьена де Труа, или же куртуазные

романы Хартмана фон Ауэ, которые, не будучи явно посвящены Граалю,

развивались в одно и то же историко-мифическое время, ибо в разной степени в них

затрагивается тема короля Артура. А Ар-

214

тур, как мы знаем, жил в конце V - в начале VI вв., то есть в расцвет меровингской

эпохи, и был современником Хлодвига, который был тогда на вершине славы,

разделяя с королевским родом одинаковое название Урсус - Медведь , и вместе

с ним, быть может, часть тех сил, которые ему приписывались.

Но эпоха Меровингов - фон романтических циклов, посвященных Артуру и

Граалю,- послужила также декорацией к литературе, вдохновленной другими и

самыми разными событиями, например, написанной во времена крестовых походов.

Это случай знаменитого немецкого эпоса Песнь о Нибе-лунгах , в котором в