Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

сказал: «Я знаю, что он сберегает силы, поэтому им и

не пользуюсь. Я боюсь, что от пользования таким хи-

трым механизмом сердце человека может тоже стать

как механизм, а механическое сердце сделает челове-

ка распущенным и нерадивым».

Люди Запада часто изумляются, почему китайцы не

разовьют больше свою науку и машины. Они удивля-

ются потому, что когда-то у китайцев было ведь много

открытий и изобретений, например, магнит, порох, ко-

лесо, бумага и прочие вещи. Главная причина в том,

что китайцам и вообще азиатам нравится жить ради

жизни, и они не хотят превращать ее в средство для

достижения других целей, потому что жизнь может по-

вернуть таким образом совсем в другую колею.

А теперь посмотрим, что Судзуки говорит о Западе.

Машина противостоит философии работы или фи-

лософии труда Чжуан-цзы, а западная идея личной

свободы и ответственности человека идет вразрез с

восточной идеей абсолютной свободы.

Человек вступает в конфликт с машиной, и благода-

ря этому конфликту Запад переживает гигантское пси-

хологическое напряжение, что проявляется во всех на-

правлениях его жизни.

Человек может говорить о свободе, но машина по-

всюду его ограничивает, поэтому дальше разговоров

дело не идет. Западный человек с самого начала под-

вержен ограничениям и запретам. Его спонтанность

отнюдь не является его собственной, это спонтанность

машины. Машина не способна к творчеству, она дви-

жется только потому, что это позволяет ей нечто в нее

заложенное, она никогда не «поступает» как «чело-

век»..

Человек может быть свободным только в том слу-

чае, если он уже больше не индивид. Он свободен

только тогда, когда отрицает себя и сливается с целым,

говоря более точно, когда он является и не является

самим собой. Лишь когда человек до конца понял это

на вид явное противоречие, он имеет право говорить

о свободе или ответственности или спонтанности. На-

пример, спонтанность, о которой говорят люди Запа-

да, особенно психоаналитики, представляет собой не

больше и не меньше, чем детскую или животную спон-

танность, а вовсе не спонтанность зрелого человека.

Кризис, перед лицом которого оказалось человече-

ство, порожден машиной, порожден наукой.

Нужно новое мировоззрение. нужна новая культура.

Когда на западе темно, на востоке светлеет.

«Землю окутывает мрак, совсем не похожий на тем-

ноту природной ночи. Это первобытный мрак духа,

сегодня он таков же, каким был миллионы лет на-

зад» (Юнг)

Но на востоке в этом мраке уже появляются