Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

дальше, Вели-

кий Путь надо было расширять в ожидании будущего.

Три старца поразмыслили и решили вместе с учеником

уходить подальше.

А у Ван Липина в это время печаль как огнем жгла

сердце, не меньше, чем у трех стариков. По прави-

лу, установленному старцами, с того самого дня, как

он попросил их стать его учителями в Дао, он дол-

жен был подробнейшим образом записывать весь свой

опыт, как конкретно проходило изучение Дао и совер-

шенствование в выплавлении, это были драгоценные

материалы, предназначенные для изучения потомкам.

Существует целое море даосских документов, толь-

ко в одном «Дао цзане» собрано пять с лишним ты-

сяч свитков (цзюаней), значительная часть из них по-

священа принципам и приемам работы по пестованию

жизни и совершенствованию в выплавлении. Но в них,

выражаясь современным языком, очень много алле-

горий, которые мешают пониманию. Принципы сами

по себе мощные, а осуществить их трудно. Каждый из

3600 приемов, описанных с помощью обиняков, име-

ет свою историю, все они были созданы в результате

накопления практического опыта на протяжении дол-

гого исторического периода. Но люди, изучающие эти

малые приемы, в конечном счете не знают путей к ве-

ликим приемам дальнейшего совершенствования, за-

нимаются работой над собой целую жизнь, но все-та-

ки остаются в границах нижнего уровня. По традициям

старой культуры владеющие тайными приемами все-

гда хранили их для себя как драгоценность, и они ред-

ко просачивались вовне. Таким образом, хотя людей

высокого мастерства было много, но оно очень ма-

ло распространялось и очень мало служило всей на-

ции. Это недостаток старой культуры и одна из при-

чин того, что выдающаяся китайская культура долгое

время не имела возможности распространиться по ми-

ру. Хотя в школе Драконовых Ворот обучение мастер-

ству не осуществлялось в рамках одной семьи и тако-

го препятствия как отсутствие кровнородственной свя-

зи здесь не существовало, но ограничение состояло

в том, что передача осуществлялась от учителя к уче-

нику, а учеников было немного, их конкретные мето-

ды работы над собой также были очень мало извест-

ны вовне. С тех пор как Ван Липин начал изучать Дао,

появилась задумка сделать новое, подробно описать

процесс изучения Дао и работу по выплавлению, что-

бы восполнить недостатки «Дао цзана» и удовлетво-

рить потребности исследований и совершенствования

в выплавлении. Сейчас обстановка обострилась, было

очень трудно избежать обвинений