Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

Здесь медицина и «шаманство»

составляют единство, стоящее выше обычной китай-

ской медицины. Это первооснова китайской медици-

ны, ее крепкая традиция, и только следуя ей, китайская

медицина имеет потенции развития.

Приведем простой пример. В последние несколь-

ко лет, когда г-н Ван Липин читал лекции по китай-

ской медицине перед профессорами нескольких ин-

ститутов китайской медицины, он рассказывал им, что

измерение пульсов подразделяется на уровни «Не-

ба-земли-человека», рассказывал, как измерять пла-

вающий пульс. Профессорам этот принцип был поня-

тен. Они говорили, что раньше слышали это от сво-

их профессоров, как говорится, знали, что такое есть,

но не знали почему, и не практиковали, не могли най-

ти этот «Небесный» плавающий пульс. Г-н Ван Липин

сказал им: «Приемами обычного человека вы, конечно,

не сможете его найти. Существует несколько десятков

разновидностей этого пульса, различия между ними

чрезвычайно тонки, без внутреннего мастерства ощу-

тить их невозможно. Без внутреннего мастерства не-

возможно даже понять то, что написано в медицинских

книгах, не говоря уж о том, чтобы это применять. А это

пока что все говорится об обычных приемах осмотра

больного. Китайская медицина не причиняет больному

дополнительных страданий, она может по внешнему

виду, диагностировать болезнь, определить метод ле-

чения, точно назначить необходимые лекарства. В за-

падной медицине без применения приборов при осмо-

тре больного трудно сделать самый маленький шажок.

Болезни внутренних органов, болезни всего того, что

находится под кожей, она не может диагностировать,

не разрезав человека, чтобы увидеть все ясно, а это

причиняет больному слишком уж большие страдания.

Западной медицине не хватает еще и цельности, она

ведет лечение не диалектически, а так, что болит голо-

ва – лечат голову, болит нога – лечат ногу, совсем не

заботясь о побочном действии лекарств. Очень часто

одна болезнь проходит, а другая начинается. По виду

эти методы передовые,. а в действительности отста-

лые. В даосском врачевании, если говорить упрощен-

но, редуцируя многие промежуточные процессы, ищут

только источники болезни, направляют усилия к ликви-

дации причины болезни, поэтому и получают необы-

чайно сильный эффект. Людям обычно кажется это чу-

дом, но в действительности тут нет чуда. Г-н Ван Липин

говорит, что, мол, обычная медицина должна для по-

становки диагноза слушать пульс, а я все сразу опре-

деляю на взгляд, я могу