Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

музыку, зоологию, ботани-

ку, биологию и другие науки. Уже на второй ступени

средней школы происходит разделение по гуманитар-

ным и естественным наукам, поле зрения сужается,

появляются направления, появляется ограниченность.

А в вузах уже идет специализация, сосредоточение на

изучении одного какого-то вида знаний. Дальше идут

аспирантуры и докторантуры, где уже с головой зары-

ваются в какое-то одно звено, в какую-то точку.. Струк-

тура знания, направление потока мышления уподобля-

ется пирамиде –чем выше, тем уже.

А путь даосского воспитания человека как раз это-

му противоположен. По мере взлетов из Нижнего из

Трех Миров в Средний и Высший деятельность чело-

веческого мышления во времени и пространстве ста-

новится все шире, богаче, глубже. Вначале изучаются

все дела и все принципы мира «Человека –Вещей-Со-

бытий», в котором живут обычные люди. Потом на-

до все это превзойти и изучать мир «Небо-земля-че-

ловек», Мир «Небо-земля-человек» вмещает мир «че-

ловека-событий-вещей», но он гораздо обширнее и

глубже. Наконец, превзойдя пространство и время,

изучают мир «Время-Пространство-Космос». Мышле-

ние раскрывается, развивается. И притом изучается не

только внешний мир, чем выше миром ты живешь, тем

больше внимания должен обращать на собственный

внутренний мир, то есть на саморефлексию и изучение

головного мозга.

А в самом конце г-н Ван Липин сказал, что глав-

ное-то не в широте или узости учебных курсов. Сами

«Три Мира» – это три разных уровня единого. Ключе-

вой момент в том, что надо иметь «трехмерное» мы-

шление, надо иметь новую философию.

Авторы книги спросили, не о том же ли самом гово-

рится в словах буддийской сутры «На кончике иглы за-

мечаешь десятиугольную пагоду, ничтожная пылинка

на сидении превращается в Великое Колесо Дхармы»?

Г-н Ван Липин с улыбкой кивнул.

Заключение

Навстречу новой заре восточной культуры

На фоне расцветшей за несколько веков западной

науки и техники восточная культура поблекла. Стре-

мление человечества к материальным благам стиму-

лируется достигнутым с помощью науки и техники раз-

витием производительных сил, оно уже сделалось бес-

прецедентно высоким и продолжает нарастать все бы-

стрее и быстрее. Люди познали комфорт человеческой

жизни и в то же время терпят небывалые страдания.

Это век культуры и антикультуры. Когда на востоке тем-

но, на западе светло.

Но немногие понимающие люди уже предвидят бу-

дущую зарю на востоке. И вскоре станет видно, что на